Юрий Трутнев: «Арктика – один большой ТОР, в ней необходимо льготировать всё!» | «Красный Север»
0°C

Экономика

Юрий Трутнев: «Арктика – один большой ТОР, в ней необходимо льготировать всё!»

Главный правительственный куратор развития Арктики и Дальнего Востока – вице-премьер Юрий Трутнев, представил общественности контуры новой экономической политики, которой Россия намерена придерживаться в Арктике.


Льготы – всем

Первоочередной задачей развития Арктики, как заявил вице-премьер, должно стать повышение на арктических территориях качества жизни людей. 

Для того, чтобы решить эту задачу, в Заполярье нужно создать своего рода «экономическую ось», вокруг которой и будет выстраиваться развитие арктических территорий. «Такой экономической осью может стать Северный морской путь, поэтому сейчас на первый план выходят вопросы реализации инвестиционных проектов на севере, обеспечения грузами Севморпути» – заявил полпред президента в ДФО и новый глава Госкомиссии по развитию Арктики «Интерфаксу»

Юрий Трутнев признал, что подход к освоению Арктики только за счет частных инвестиций, который господствовал в нашей стране все постсоветское время, себя не оправдал. Поэтому государство возвращает себя роль системного интегратора и одного из главных инвесторов в Арктике.

При этом федеральный центр вкладывается в создание транспортной инфраструктуры и обеспечивает всем частным инвесторам в Заполярье долговременные налоговые льготы (сейчас государство поддерживает арктические проекты в индивидуальном порядке, как например, как «Ямал СПГ»).

– Обязательно в числе предложений должны быть механизмы «дедушкиной оговорки», то есть гарантии инвестору на длительный срок. Он должен на годы вперед знать свой налоговый режим, рассчитывая сроки окупаемости. Кроме того, он должен понимать схему завоза материалов для строительства, логистику вывоза готовой продукций… В этом отношении у нас с вице-премьером Максимом Акимовым единая позиция, что государство должно идти быстрее инвестора – развивать инфраструктуру чуть быстрее, чем компания начнет строить свои объекты. Конечно, идеально, когда предприятие вводится, а к этому моменту государство обеспечило логистические мощности, – подчеркнул Юрий Трутнев.

При этом, по мнению вице-премьера, в Арктике будет неэффективным создание территорий опережающего развития (ТОР), которые с успехом работают на территории Дальнего Востока. Сейчас их нам 13. В каждой ТОР на 70 лет вводятся существенные льготы по налогам и упрощенные административные процедуры для инвесторов, например, освобождение в течение первых пяти лет он налогов на прибыль, землю и имущество, отсутствие таможенных пошлин и многое другое. За три года (с мая 2015 по май 2018 – более свежих данных нет) под эти условия в дальневосточные «зоны» пришло более 300 инвесторов с проектами на сумму почти 3 триллиона рублей.

Но в Арктике, по мнению вице-премьера, необходимы массовые льготы.

– Арктика – один большой ТОР, в ней необходимо льготировать всё! Везде льды, морозы, короткий строительный сезон. Поэтому, мое личное мнение – механизм ТОР на Арктику переносить неправильно. В Арктике надо создавать единую систему преференций для всех новых реализуемых инвестпроектов. Если вы меня спросите, как мы будем администрировать мелкие проекты, ответ – пока не знаю. Но что-нибудь придумаем. Режим налоговых каникул может стать базовым предложением по Арктике. Кроме того, обсуждается механизм налогового вычета по вложению в геологоразведку, и еще много всего другого, – заявил вице-премьер.

Шельф поддержит Севморпуть

Уже сейчас можно сказать, что эти предложения по массовым налоговым льготам для инвесторов в Арктику, которые готовятся под эгидой Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, вызовут ожесточенное сопротивление Минфина РФ.

Еще более жесткие дискуссии, очевидно, развернутся по предложению допустить до разработки арктического шельфа России зарубежные нефтегазовые компании. Сейчас в нашей стране такое право имеют только «Газпром» и «Роснефть». Юрий Трутнев предлагает «открыть двери» для всех. По его мнению, возможно, первым шагом могло бы стать как раз изменение федерального закона «О недрах» в той части, что работать на шельфе РФ могут только компании с участием государства в 50 процентов:

– Если мы сможем сделать хотя бы это, то покажем всему миру – замок с двери снят, дорога для мировых наработок, технологий, инвестиций открыта. Тогда наступит время вместе подумать, как иностранному инвестору в эту дверь войти. Есть все предпосылки к тому, что интересы у определенных зарубежных компаний возникнут. И, конечно же, частные отечественные компании получат большие перспективы.

Но самым важным в этом процессе станет даже не факт снятия замка и открытия дверей, убежден Юрий Трутнев. Важно, что тогда Арктика получит реальный импульс развития, а российская нефтяная отрасль сможет совершить очередной скачок, о котором сейчас мы не можем даже говорить.

– Объясню очень просто: срок освоения шельфовых активов от 10 до 15 лет. Если сегодня начать с нуля шельфовый проект в Арктике, он реализуется в горизонте 2035 года. Куда за это время шагнет мировая нефтяная отрасль? Особенно если учесть, как стремительно меняется структура потребления энергии, – говорит Юрий Трутнев.

Изменения в законе «О шельфе» могут произойти уже в этом году. Одним из главных аргументов сторонников изменений, очевидно, станет необходимость обеспечить за счет шельфовых проектов целевого показателя грузооборота по Северному морскому пути. Согласно майскому указу президента РФ, к 2025 году по этой трассе должно ежегодно перевозиться 80 миллионов тонн.


0

0

0

0

0

0



Темы