обновлено: 10:20, 11 апреля 2024
Культура
«Книжная полка». Три космических бестселлера
Мальчишки, мечтавшие стать космонавтами, выросли. И стали инженерами, учителями, водителями… А еще они стали отцами и даже дедушками. И их потомки все чаще мечтают о том, чтобы стать популярными блогерами и стримерами.
Но даже у этих будущих звезд интернета сохраняется извечный интерес к космосу. Есть ли галактика, подобная нашей? Населена ли вон та, далекая планета, разумными существами? Возможен ли контакт с инопланетянами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книжек. О них наш сегодняшний рассказ.
Энди Вейер. «Марсианин»
Даже если вы смотрели одноименную экранизацию этого произведения с Мэттом Деймоном в главной роли, книга будет вам интересна. Это дебютный роман американского писателя в жанре научной фантастики. Три года Вейер писал космическую робинзонаду и выкладывал новые главы на сайте.
Когда же «Марсианин» был опубликован полностью, Энди Вейер получил за него несколько литературных премий, в том числе «Хьюго» – престижную награду в мире фантастической литературы. Да, автор признаёт, что временами его художественные допущения очень далеки от реалий, но ведь и роман не столько о тайнах Вселенной, сколько о возможностях человеческой воли.
Экранизация от режиссера Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли, премьера состоялась 11 сентября 2015 года. Фильм имел большой успех: он шестикратно окупился в прокате, завоевал премию «Золотой глобус» и был номинирован на семь «Оскаров».
Итак, будущее. Марсианская миссия «Арес-3» в спешке покидает Красную планету из-за начавшейся песчаной бури. Оторвавшаяся антенна протыкает скафандр биолога и инженера Марка Уотни, компьютер телеметрии биологических параметров тоже пострадал, из-за чего другие участники экспедиции решили, что их коллега погиб. И покинули Марс. Марк приходит в себя. Один на чужой планете, без связи с Землей.
К счастью, цел автономный жилой модуль, в котором биолог ждет следующую группу – она должна прилететь через четыре года. Марк слушает музыку, читает и наблюдает за тем, как растет картошка (да это же робинзонада, хоть и космическая). А еще он пытается наладить связь с Землей или экипажем «Арес-3» и придумать способ добраться до места высадки будущей экспедиции.
Но не так-то просто преодолеть три тысячи километров по поверхности недружелюбной планеты, когда ты заметно ограничен в технических средствах.
Вряд ли стоит рассматривать эту книгу как руководство по спасению жизни на Марсе, надеемся, такого с вами никогда не случится. Но ее стоит прочесть, чтобы поучиться у «марсианина» стойкости. Не без легкой паники, конечно, но с прямой спиной и готовностью бороться до конца. Каким бы он ни был.
Кристофер Хэдфилд. «Руководство астронавта по жизни на Земле»
Хэдфилд не писатель, он один из самых опытных и популярных канадских астронавтов. На его счету четыре тысячи часов на орбите. Он был командиром экипажа МКС, работал в Звездном городке, участвовал в 25 запусках шаттлов как оператор связи, провел рекордное количество научных экспериментов.
В какой-то момент Крис дорос и до книги, и она разошлась огромным тиражом. В «Руководстве астронавта по жизни на Земле» автор раскрывает три темы: необходимость труда и упорства в достижении цели, нюансы полетов в космос, ценность семьи, близких людей и команды.
Среди полезных нравоучений и ценных жизненных советов находится место и всяким забавным моментам из жизни астронавтов в космосе и на Земле.
Книга начинается с того, как девятилетний Крис решает стать астронавтом и начинает жить так, будто это произойдет завтра. Никаких пропусков занятий, выполнение всех домашних заданий, строгое соблюдение режима дня и прочие поступки, не свойственные ребенку. В 13 лет он становится воздушным кадетом, потом – пилотом истребителя и, наконец, одним из первых канадских астронавтов.
Хэдфилд с теплотой вспоминает время, проведенное в России при подготовке к полету на корабле «Союз». Пишет о русских традициях, еде, климате, касается вопросов отношений NASA и Роскосмоса. Но самые интересные страницы книги, на мой взгляд, те, где астронавт проводит для читателей экскурсию по жилому модулю. Как и что едят в космосе?
Почему лук – это самый желанный деликатес для астронавта? Стирают ли одежду во время космических экспедиций, стригут ли волосы и ногти? Как плачут, как ходят в туалет, как принимают душ? Играют ли на музыкальных инструментах? Ссорятся ли? Совершение абсолютно естественных, будничных на Земле действий в космосе требует дополнительных усилий и серьезной подготовки.
Такие открытия впечатляют и завораживают. Будьте уверены, что после этой книги вы отправитесь смотреть ролики, которые Хэдфилд снял на орбите.
Станислав Лем. «Солярис»
Даже если вы посмотрели обе экранизации этого романа, вы все еще не имеете представления о тексте, который написал Лем. Вот как сам автор отзывался о фильме Андрея Тарковского: «Солярис» – это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой…
Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».
Экранизацией Стивена Содерберга польский фантаст тоже не был доволен. «Содерберг сделал «Солярис» – я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из романа какую-то любовь, это меня раздражает…»
Основная часть книги была написана примерно за шесть недель в июне 1959 года. Спустя год писатель вернулся к роману и закончил последнюю главу.
Действие книги разворачивается в далеком будущем, повествование ведется от лица доктора Криса Кельвина и развивается в двух плоскостях: пребывание Кельвина на исследовательской станции «Солярис» и изложение истории открытия и исследования планеты (для этого доктор знакомится с научной литературой на борту станции).
Читатель узнает, что Солярис – это планета, открытая более ста лет назад по отношению к описываемым событиям. Она уникальна тем, что является спутником двух звезд одновременно и движется по сложной орбите вокруг обоих объектов. Но более важной особенностью оказывается Океан, некое студенистое «живое» вещество, покрывающее всю поверхность Соляриса.
С этим-то Океаном Кельвин и другие участники экспедиции будут взаимодействовать в попытке наладить коммуникацию. Это окажется задачей не только невыполнимой, но и опасной для психики. Океан не заинтересован в общении с землянами, но он способен материализовывать образы из мыслей, желаний и воспоминаний людей.
Фантомы эти настолько реальны (они из плоти и ведут себя абсолютно так же, как их прототипы из мира мыслей экипажа), что человеческая психика не в состоянии справиться с этой ситуацией. Но и психика фантома очень страдает, когда тот понимает, что имеет нечеловеческую природу.
Любая попытка пересказать роман «Солярис» будет выглядеть как желание завести собеседника в самое сердце лабиринта и бросить Минотавру на растерзание. А количество трактовок и литературоведческих работ с попытками объяснить «Солярис» как бы намекает на то, что единственно верной версии просто не существует. Прочтите роман и решите сами, о чем он именно для вас?
Кристина Куплевацкая