Дочки-матери. Многодетные немцы, корабль правды и пропавшая кукла | «Красный Север»
0°C

обновлено: 17:00, 13 августа 2022

Культура

Дочки-матери. Многодетные немцы, корабль правды и пропавшая кукла

Кем бы мы ни были сегодня, каждый пришёл в этот мир благодаря матери. И каким бы ни было детство человека, отношения с мамой отражаются на всей его последующей жизни. Такой богатый, психологически сложный опыт, как материнство, писатели всех стран активно анализируют в своём творчестве. Сегодняшний обзор посвящён книгам, в которых женщины размышляют о своём родительстве.


Анке Штеллинг. «Овечки в тепле»

Анке Штеллинг – немецкая писательница и сценаристка, у неё есть несколько локальных премий за художественные произведения в области театрального мастерства.

В своём творчестве Штеллинг рассказывает о представителях современного немецкого среднего класса. Также писательница исследует тему женской несвободы, в частности то, насколько амбивалентно материнство. Сколько счастья оно приносит, но как сильно при этом урезает возможности женщины реализовать себя в других сферах.

«Овечки в тепле» – роман, отмеченный премией Лейпцигской книжной ярмарки, как раз об этом.

По сути, это длинный монолог главной героини Рези, обращённый к её старшей дочери, Беа.

С первых страниц у читателя возникают не самые приятные ощущения, ясно, что жизнь Рези устроена не лучшим образом. Они с мужем – люди творческих профессий – писательница и архитектор, заработки ситуативны и скудны, супруг главной героини молчалив и предпочитает отстраняться от воспитания детей, хоть и отводит их каждое утро в сад и школу. Детей у Рези четверо и все они пока в том возрасте, когда требуют к себе много внимания. И – вишенка на торте – семья получает уведомление о том, что аренда их квартиры закончилась. То есть совсем скоро все эти шесть человек окажутся буквально на улице. Как это получилось?

Дело в том, что Рези долгое время была частью дружной компании. Мужчины и женщины познакомились ещё в школе и сохранили тёплые отношения в своей взрослой жизни. По крайней мере, всем так казалось. А потом Рези по заказу журнала написала статью о современных кондоминиумах в центре Берлина, раскритиковав как архитектурные решения, так и идею в целом. Всё бы ничего, но героиня прекрасно знала, что вся её компания как раз переезжает в такой дом... Эта статья, кажется, обидела всех, а некоторые из теперь уже бывших друзей Рези пришли в ярость. Один, например, разорвал договор аренды квартиры писательницы, который был оформлен на него.

Почему Рези не подумала о последствиях? Почему она не может свободно высказывать своё мнение? И почему они с мужем были так безответственны, что родили четверых детей, не имея возможности хорошо их обеспечивать? Всё это – и многое другое – Рези пытается объяснить своей старшей дочери и себе.

«Это не ошибка - родить детей. Ошибка - считать, что из этого должны следовать вполне определённые дальнейшие шаги».

2020 год

358 страниц

Аманда Эйр Уорд. «Семейный круиз»

Роман американской писательницы несколько недель держался в топе бестселлеров The New York Times, многие издания назвали его лучшей книгой для пляжного отдыха, а книжный клуб Риз Уизерспун рекомендовал «Семейный круиз» для обязательного чтения. Идеей для романа послужила поездка Аманды Эйр Уорд с семьей на круизном лайнере, поэтому по части достоверности и описаний достопримечательностей городов Европы претензий у вас точно не возникнет.

В центре сюжета – пожилая мать семейства. Шарлотте 71 год, она живёт одна, а недавно ещё и похоронила лучшую подругу. Дни однообразны, вечера утомительны, поэтому женщина легко откликается на объявление о конкурсе от одной из туристических фирм. Участники должны написать рассказ на свободную тему, победитель получит билет на круизный лайнер для всей своей семьи. Шарлотта с юности не была в Европе, да и троих своих детей давно не видела. Она надеется победить, чтобы посмотреть красивые места в отличной компании. И она, конечно, выигрывает.

Только вот уже на трапе роскошного судна «Сплендидо марвелозо» понятно, что круиз будет немного сложнее, чем грезилось Шарлотте. Она-то была уверена, что дети её благополучно устроились в жизни и вполне счастливы, но у каждого из них оказалось достаточно бед и печалей. «В семье Перкинс не было принято делиться проблемами. Все двигались только вперёд, делая вид, что всё прекрасно».

Старшая дочь так и не стала выдающейся актрисой, а ещё и рассталась с любимым мужчиной из-за нежелания лечить свою депрессию. Но всё это она, конечно, скрывает от родственников. Кроме того, у них с матерью есть общая тайна, касающаяся смерти отца семейства.

Корд, средний ребёнок, тоже прихватил для шкафа своей каюты пару скелетов. Он очень благополучен финансово, но неуверен в себе, из-за чего докатился до алкоголизма. Хотя главная его проблема в том, что он не знает, как рассказать семье о предстоящей свадьбе, ведь сёстры и мать, скорее всего, не одобрят его выбор.

У младшей дочери Шарлотты, Реган, и вовсе рушится жизнь. Её внешне благополучный брак внутри оказался гнилым. И хотя супруг Реган решил сопровождать её в путешествии, понятно, что любви в паре давно нет. Зато есть две дочери. Возможно, ради них Реган сохраняет фальшивую семью и отказывает себе в возможности стать счастливой?

Как видите, семейке Перкинс предстоит не только морское путешествие по Средиземному морю, но и долгая дорога друг к другу.

2021 год

352 страницы

Элена Ферранте. «Незнакомая дочь»

Имя Элены Ферранте, кажется, знают даже те, кто совсем не читает книг. После оглушительного успеха цикла неаполитанских романов, писательницу включили в список 100 самых влиятельных людей мира по версии еженедельника Time. И это при том что никто так и не знает, что же это за женщина и действительно ли её зовут Элена Ферранте, или она творит под псевдонимом? Все эти загадки не мешают популярности автора. Кстати, популярна она не только у читателей, но и у зрителей. Романы Ферранте неплохо экранизируют. Недавно вышел фильм по книге «Незнакомая дочь» с Оливией Колман в главной роли.

По сюжету главная героиня, профессор итальянского университета, перед началом семестра решает отдохнуть у моря. Бросает в автомобиль книги и уезжает в небольшой городишко на Ионическом берегу. А в итоге совершает путешествие в своё прошлое, чтобы проанализировать не самые простые отношения с дочерьми. Сейчас-то девочки уже выросли, живут от матери за тридевять земель и, кажется, всем довольны. А вот героиня всё никак не может перестать анализировать своё материнство и то терзается чувством вины, то злится на то, что дети часто меняют судьбу родителей не в лучшую сторону.

«Я чувствовала себя глубоко несчастной. У меня возникло впечатление, будто я рассеиваюсь в воздухе, будто я горстка пыли, которую весь день гоняет ветер, и сейчас я бесформенным облачком вишу в пустоте».

А погружение в пучину рефлексии началось с, казалось бы, пасторальной картинки. В один из солнечных дней на пляже героиня обращает внимание на молодую женщину с маленькой девочкой. Мать и дочь играют с куклой, они поглощены друг другом и ни на минуту не расстаются. Как же случилось, что наблюдение за столь позитивной сценой привело героиню к череде необдуманных поступков, включая кражу? Как обычно, Элена Ферранте проводит читателя по самым тёмным уголкам человеческой души, не забывая при этом удивлять поворотами сюжета.

2020 год

192 страницы


0

0

0

0

0

0



обновлено: 17:00, 13 августа 2022

Темы