Кадры из России: отцовская гиперопека, юный стендапер и несчастная шаманка | «Красный Север»
0°C

Культура

Кадры из России: отцовская гиперопека, юный стендапер и несчастная шаманка

Ситуация с распространением коронавируса в регионе, кажется, перестает быть критической, но все еще есть основания быть осторожным. Прогулки на свежем воздухе никому не повредят, а вот собираться в закрытом помещении большими компаниями не стоит. Поэтому просмотр фильмов пока можно перенести в домашний кинотеатр.


В этом обзоре мы расскажем, какие отечественные картины заслуживают пристального внимания, потому что говорят об актуальных проблемах наших людей современным киноязыком.

«Разжимая кулаки»

Фильм режиссера Киры Коваленко, выпускницы мастерской Александра Сокурова, уже покорил Европу. Премьерный показ состоялся на Каннском кинофестивале, где получил гран-при конкурса авторского кино «Особый взгляд». А Мухарам Кабулова получила приз за лучший монтаж на Премии Европейской киноакадемии. И вы, наверное, уже знаете, что фильм «Разжимая кулаки» выдвинут от Российской Федерации на премию «Оскар».

Кира Коваленко, фото с личной страницы в Instagram
Кира Коваленко, фото с личной страницы в Instagram

Кира Коваленко, фото с личной страницы в Instagram

В кадре – отец, дети и их непростые взаимоотношения. После трагедии в Беслане глава семейства принимает решение переехать в тихий шахтерский городок Мизур, но мирной жизни не получается. Все так или иначе травмированы случившимся (после теракта Заур еще и теряет жену, а дети – соответственно – мать), но никто не готов обсуждать это. Точнее не готов отец, хотя его психика, кажется, пострадала больше всего. Он настолько боится остаться один, что мертвой хваткой держится за дочь Аду и младшего сына Дакко.

Старший мальчик Аким сумел вырваться из-под отцовской гиперопеки и уехал в Ростов. В фильме он приезжает навестить семью, и это становится неким спусковым крючком конфликта. Заур противится тому, чтобы младший сын ходил в школу, в итоге Дакко сильно отстает в эмоциональном развитии от сверстников. И пусть днем он самоотверженно бросается с кулаками на слишком назойливого кавалера сестры, ночью мальчишка приходит в кровать Ады, чтобы под ее боком отдохнуть от бесконечных кошмаров (никаких инцестуальных намеков).

Сама же Ада мечтает перебраться в Ростов к Акиму и начать жить своей жизнью. Она уже достаточно взрослая, чтобы работать, но отец сопротивляется этому всеми силами. Заур патологически боится взросления дочери, он отказывается признавать, что девочка уже не малышка. Отказывается до помешательства. Отец запрещает дочери отращивать волосы и пользоваться парфюмом, он контролирует каждый ее шаг, и этот импульс настолько силен, что однажды тело Заура подчиняется его воле и буквально становится оковами на Аде. Отца разбивает странный паралич, он не может разжать рук и выпустить из них дочь.

Роли в этой семье спутаны: тот, кто должен быть гарантом безопасности, обращается беспомощным испуганным младенцем, а дети становятся его заложниками. В фильме нет ответов, нет ясного будущего для героев, «Разжимая кулаки» – это картина-размышление, неуютная и душная, но очень важная.

Кино на осетинском языке с русскими субтитрами, и это нисколько не затрудняет просмотр, потому что основные реплики здесь не произносят, а проживают жестами, мимикой, телесностью вообще. Это новое российское кино, и хочется, чтобы его полюбили не только в Европе.

Посмотреть фильм можно на портале «Кинопоиск» по стандартной подписке

«Пингвины моей мамы»

Это сериал, но он не уступает большому кино ни по смыслу, ни по качеству. Его режиссер – Наталья Мещанинова – в киноиндустрии человек не новый. Она была сценаристкой фильма «Аритмия», а также режиссировала и писала сценарии для фильма «Сердце мира» и сериала «Обычная женщина». В послужном списке Мещаниновой много пунктов, и все проекты были успешны.

Наталья Мещанинова, фото с личной страницы Facebook.com
Наталья Мещанинова, фото с личной страницы Facebook.com

Наталья Мещанинова, фото с личной страницы Facebook.com

«Пингвины моей мамы» – сериал из семи эпизодов, пилотный длится сорок минут, остальные чуть меньше. В общем, устать от героев вы не успеете, при этом получите нарратив с динамичным развитием и ясной расстановкой акцентов. Это история необычной семьи, которую рассказывает пятнадцатилетний Гоша. Гоша – старший сын, казалось бы, смелых и щедрых родителей. В чем их смелость? Однажды они решили, что их сил, любви и внимания хватит на то, чтобы вырастить не только своего кровного отпрыска, но и нескольких приемных детей. И постепенно в квартире появились три ребенка из детского дома. Гоша рос в предложенной ему реальности и не смел возмутиться. И отец семейства не смел. Ходил на работу, обеспечивал семью пропитанием и был доволен тем, что жена довольна. А жена всякий раз была очень рада появлению нового ребенка и горда тем, что она спасает очередное одинокое сердце. Но, как это часто и бывает у тех, кто пытается решать свои психологические проблемы за счет других, радость длилась недолго и скоро появлялась потребность в новом «приемыше». Интересы мужа, родного сына и уже влившихся в семью некровных детей при этом не учитывались. Так случилось и в начале сериала, когда мать решила спасти еще одного отказника. В это раз все серьезно – мальчик имеет проблемы с психическим здоровьем, от него уже отказались две приемные семьи, но Гошина мама убеждает мужа, что они справятся и с этим. А Гошу никто не убеждает, его мнение обесценено, его «эгоистические» чувства не волнуют мать, ведь у нее важная миссия.

Подросток ищет понимания и поддержки, но для начала он хочет хотя бы высказаться, не ограничивая себя в выражениях. И он идет в местный стенд-ап клуб и постепенно становится там своим. Да, его выступления сначала неловкие и, скорее жалкие, чем смешные, но от серии к серии он обретает голос, позволяет себе быть искренним и уязвимым и вместе с тем – циничным и жестким. За некоторые слова Гоше приходится отвечать, «не отходя от кассы», оскорбленные зрители бросают в подростка грубые реплики и пускают в ход кулаки, но парень уверен, что у него есть право голоса, и он готов говорить о том, что для него важно, перед любой публикой. Конечно, однажды среди зрителей окажутся и Гошины родители.

«Пингвины моей мамы» – качественная семейная и социальная драма с реалистично представленным миром современных подростков и стенд-ап комьюнити.

Посмотреть сериал можно на портале «Kion»

«Пугало»

Якутский кинематограф, который и представляет картина Дмитрия Давыдова «Пугало», смело можно назвать культурным феноменом. Зародившись в девяностые как региональный и оставаясь таковым, по сути, сегодня он с легкостью покоряет всю Россию и зарубежные страны. И это без государственный грантов и поддержки крупных прокатных компаний. В большинстве якутских фильмов снимаются не профессиональные актеры, а жители населенных пунктов, в которых идут съемки, основной язык картин – якутский (с русскими субтитрами), а один из важных персонажей – природа. Мифы и верования, повседневный быт якутов и особенности этноса, самобытность, шаманизм и знахарство – темы, которые так или иначе присутствуют в каждой картине «якутской волны». Все это справедливо и для фильма «Пугало», который на фестивале «Кинотавр» в 2020 году был отмечен тремя наградами: главным призом, призом за женскую роль Валентины Романовой-Чыскыырай и призом гильдии киноведов и кинокритиков.

Дмитрий Давыдов, фото: news.ykt.ru
Дмитрий Давыдов, фото: news.ykt.ru

Дмитрий Давыдов, фото: news.ykt.ru

В некоторых онлайн-кинотеатрах «Пугало» маркируют как «хоррор», и фильм действительно жуткий, но все же это драма. По сути, нам показывают несколько дней из жизни знахарки. Ничего о ней мы не знаем, кроме того, что судьбой ей предназначено помогать людям в ущерб себе, и она смирилась и с этой ношей, и с тем, что благодарности ждать не стоит. Женщина живет буквально на выселках, общество ее не принимает, матери пугают дикой шаманкой непослушных детей, если кто и вспоминает о ней в разговоре, то с презрением, отвращением и даже яростью.

Но случись что с человеком или его близким – к этой самой дикарке и бегут за помощью. Она поднимает на ноги безнадежных больных, отводит душевные страдания, возвращает умирающих детей к здоровой жизни. Вот только несчастия и болезни не уходят в землю, а переходят к самой целительнице. После каждого приема ее мучения растут, заглушить боль она может только алкоголем. Знахарка знает, что каждая встреча с «пациентом» укорачивает ее собственную жизнь, и некоторым людям все же отказывает. Для чего ей длить свои мучения? В прошлом героини есть тайна, исчезновение близкого, которого она все еще ждет.

«Пугало» – это фильм не о магическом мышлении и вере людей из глубинки в колдовство. Это драма о судьбе и предназначении, о герое, который принимает свой путь, и о тех, кто приходит за помощью к сильному человеку, а получив ее, пугается и возвращается к толпе, чтобы вместе с такими же напуганными бросать в спасителя камни.

Фильм можно посмотреть на платформе Okko или Premier.One


0

0

0

0

0

0



Темы