обновлено: 12:03, 26 марта 2024
Культура
Книжная полка: Белорусская ночь, опасные сновидения и страна Московия
Многие книгочеи относятся к фантастике с пренебрежением, мол, баловство всё это, низкий жанр, несерьезная литература. А фантасты пользуются этим стереотипом, чтобы маскировать свое вольнодумство художественным вымыслом.
Стоит ввести в самый смелый роман незначительное фантастическое допущение и можно не бояться карающего меча цензуры. Сегодняшний обзор посвящен именно таким книгам.
Виктор Мартинович. «Ночь»
Белорусский писатель, искусствовед и журналист давно известен миру. Его повести упоминались в рецензиях изданий The New York Times и The Independent, он получал награды от Европейского общества научной фантастики, становился лауреатом белорусских литературных премий, был номинирован на «Национальный бестселлер» в России.
И вот Виктор Мартинович снова в лонг-листе российской литературной премии, но в этот раз он претендует на «Большую книгу» с романом «Ночь».
Повествование в книге ведется от лица Книжника (в новом мире все получают имена по роду деятельности). Книжник рассказывает нам, что однажды не наступил рассвет.
Просто не взошло солнце, случился тотальный блэкаут. Тотальный, потому что привычные источники энергии тоже оказались вдруг бесполезными. Соответственно закончилось электричество, прервалась связь, все сетевые источники информации стали недоступны.
Только древесина горит, как и прежде, поэтому первым делом народ разорил библиотеки, а Книжник свои букинистические запасы жечь не стал, благодаря этому имеет возможность сдавать книги в аренду (развлечений-то нет, а время как-то проводить надо, вот люди и вспомнили о чтении) и жить в новые, «темные», времена вполне сносно.
Но беда в том, что любимая женщина главного героя во время наступления тотальной ночи находилась за тридевять земель, где-то в Непале, и теперь Книжник намерен дойти к ней пешком.
Из родной Грушевки, микрорайона Минска, который в изменившихся условиях превратился в независимое либеральное государство, ему предстоит отправиться в неизведанные земли, где, по слухам, скачут козлоногие, невры, одичавшие люди, да мало ли какие чудища скрываются в белорусской ночи и воспаленном разуме человека.
Михаил Халецкий. «Погружение»
Молодой брянский преподаватель английского, автор канала «Хроники тирании», критически относится к собственной новелле «Погружение». Он писал ее в рамках марафона NaNoWriMo, участники которого за месяц должны были накидать черновик в 50 тысяч знаков.
С последующим редактированием Михаил откровенно схалтурил, но всё же издательство «АСТ» взялось опубликовать его труд. Книга вышла в серии Mainstream, хоррор-блогер.
Я просто обязана предупредить, что это классический янг-эдалт, он не заинтересует людей старше 35 лет и тех, кто выбирает для чтения только «серьезные» книги. А вот тем, кому едва исполнилось 18, «Погружение» может не только понравиться, но и быть полезным.
Главный герой романа – Марк, молодой преподаватель английского. Он живет с родителями, копит деньги на первый взнос за квартиру. Невеста пока учится в Москве, а Марк трудится в небольшом, но уютном городе в нескольких часах езды от столицы.
Он влюблен в английский язык и, кажется, мечтает заразить этой любовью всех вокруг. Еще Марк интересуется британской литературой, особенно несколькими загадочными ее представителями, например, Эдгаром По.
Поэтому, когда на глаза Марку попадается статья об осознанных сновидениях, благодаря которым можно пообщаться с любым человеком и выведать его тайны, молодой учитель долго не сомневается.
Он начинает практиковать сомнительные техники, играть со своим бессознательным, рискуя при этом собственным здоровьем, работой и благополучием.
Несколько сбивчиво, местами сыро и стилистически неоднородно Михаил Халецкий ведет читателя к вечным истинам: ценности дружбы, честного труда, любви к жизни.
При этом в «Погружении» много примет нашего времени (сленг, англицизмы, компьютерные игры, «Южный парк», автобусные туры в Европу) и немало отсылок к биографии Эдгара По.
Дмитрий Глуховский. «Пост»
Глуховский в особом представлении не нуждается, он автор титулованный. Тот самый, который придумал вселенную «Метро», а потом удивил всех совсем не фантастическим, а очень даже остросоциальным романом «Текст».
«Текст» экранизировали, многим фильм понравился, и у Глуховского появилась возможность вырваться из амплуа «певца постапокалипсиса». Но у Дмитрия был свой взгляд на писательскую судьбу, и он создал первый российский аудиосериал «Пост» и сам же его начитал.
Оказалось, у Глуховского еще и впечатляющие актерские способности, так отыгрывать голосом мало кто умеет. «Пост» – это произведение безусловно литературное, и живет оно по законам фантастического романа, но существует только в форме аудиосериала. Пока вышел первый сезон – 10 эпизодов по 40–50 минут.
Действия разворачиваются на Восточном рубеже Московской Империи. Довольно скоро мы узнаём, что случился некий катаклизм, после него – яростная и губительная война, в результате чего прежняя Россия распалась на малые княжества.
Связаны территории только Транссибом, но поезда давно уже не ходят, а идти пешком по рельсам особого желания ни у кого нет. Да и чтоб отправиться в путь, надо перейти через Волгу, которая давно уже превратилась в смертоносную ядовитую реку, выжить в которой может разве что какой-нибудь мутант.
Но однажды по мосту через эти зловонные испарения на Пост, он же бывший микрорайон Ярославля, приходит монах, и размеренная мирная жизнь обитателей Поста заканчивается раз и навсегда.
Буквально каждому придется сделать непростой этический выбор, столкнуться с личными демонами, одолеть видимых и невидимых врагов. А кто-то в процессе странной постапокалиптической борьбы даже сочинит свой грустный рэп.