Книжная полка: новые русские… авторы | «Красный Север»
0°C

Культура

Книжная полка: новые русские… авторы

Книги сегодняшнего обзора не объединены темой или жанром, как раз наоборот. В нем я хочу рассказать о произведениях, максимально не похожих друг на друга. Роднит их только то, что они нетипичны для современной русской литературы. Они – пример того, что отечественные авторы сегодня успешно осваивают самые разные темы, стало быть, у любого читателя есть шанс найти для себя что-то интересное.


Кристина Гептинг. «Плюс жизнь»

Это повесть о герое, для которого «положительный» и «хороший» – слова с противоположным значением. Сам он довольно позитивный парень, вот только обременен положительным ВИЧ-статусом. 

«Плюс жизнь» – по сути, дневник юноши, который пытается как-то встроиться в довольно враждебный спидофобный мир.

Льву, так зовут главного героя, очень не повезло в жизни. Его мать влюбилась не в того парня и из подающей надежды студентки филфака превратилась в наркозависимую. Дальше – больше, родила ВИЧ-инфицированного мальчика Лёву и умерла, когда тому не было и года. Лёва вырос с бабушкой. Воспитывала она его в духе детства Санаева: и любила по-своему, и гнобить не забывала. Говорила с ребенком через пять слоев марлевой повязки и ждала его скорой смерти – чтоб ее не позорил и сам не мучился.

Но мальчик всё же выжил, вырос, с крепкими нервами и неплохим чувством юмора… «Плюс жизнь» вместо депрессивной чернухи оказывается захватывающей историей о любви и желании жить.

Лев хочет поступить в медицинский, но из-за диагноза не может пройти медкомиссию. Он мечтает быть хирургом, но инфекционист возвращает героя в реальность. Даже первая, казалось бы, удачная любовь осложнена суровым диагнозом. И вот здесь очень важно, как на все отказы судьбы реагирует герой повести. Без театральных истерик и заламывания рук он принимает реальность такой, какая она есть. 

Небольшая по объему повесть оказывается насыщенной и остросоциальной. Гептинг пишет не столько о том, что российское общество грубо отвергает ВИЧ-по-ложительных людей, она говорит о тотальной ксенофобии. Да, Льва не принимают, потому что он «положительный», но также по причинам несхожести и инаковости не принимают и его друга, и возлюбленную. Озвучены и проблемы здравоохранения, и лицемерие правозащитников, и абсурдность авторитета. Эта повесть о том, как важно сначала найти себя, а потом – своих.

Это первое произведение в современной русской литературе, где главный герой – человек с положительным ВИЧ-статусом. К слову, права на экранизацию повести уже куплены, успейте прочесть до выхода киноверсии. 

Вячеслав Ставецкий. «Жизнь А. Г.»

Роман Ставецкого, археолога и альпиниста, в этом году номинирован сразу на три российские литературные премии, и это вполне предсказуемо. Вячеслав написал текст, нетипичный для русских авторов и темой, и жанром.

«Жизнь А. Г.» продолжает латиноамериканскую литературную традицию, по крайней мере, очень ее напоминает. Конечно, здесь нет магического реализма во всей его красе, но довольно много художественных допущений. А уж главный герой и место действия романа максимально неожиданны для современной русской литературы.

Аугусто Гофредо Авельянеда де ла Гарда – испанский диктатор, которого свергли в результате мятежа. Но революционеры не пожелали казнить тирана, они придумали более изощренную пытку. Сколотили клетку, посадили в нее А. Г. и стали возить по городам и селам, чтобы истерзанные годами власти Авельянеды испанцы могли прийти на площадь, посмотреть в глаза своему мучителю и высказать всё, что о нем думают. Так его и возили двадцать пять лет, а потом случилась новая революция. 

«Жизнь А. Г.» вышел в серии «Неисторический роман», поэтому тем, кто привык сравнивать художественные тексты с учебниками истории, читать его не стоит. Тиран здесь непросто выдуман, он, можно сказать, среднестатистический. В нем есть черты Франко, Сталина, Гитлера и некоторых современных лидеров, объясняющих свои политические решения заботой о народе. Но книга и не о политике, она о человеке.

Ставецкий, кажется, первый в современной русской литературе пытается разобраться в том, почему маленький мальчик однажды решает, что именно он должен взять ответственность за целую страну и привести ее к величию? Как легко жители этой страны отдают власть над собой и своей жизнью государственному лидеру. За кого они его в этот момент принимают? Что в этой покорности – тоска по заботливому отцу или попытка найти Бога на земле? 

Тиран в произведении переживает внутреннее развитие, его идеалы рушатся, он строит для себя новую реальность, а народ снова и снова пляшет на любимых граблях. В этом смысле «Жизнь А. Г.» всё-таки роман исторический.  

Шамиль Идиатуллин.

«Убыр»

А этот мистический триллер интересен тем, что полностью построен на татарском фольклоре. С лешими, домовыми и прочими кикиморами читатель знаком, а вот что делать при встрече с убыром, мы знать не знаем. Использовать истории о «региональной» нечисти для создания современного хоррора – отличная идея. И воплощена она достойно.

Главный герой Наиль живет в Казани, ему 15, он окружен родительской любовью и заботой. Иногда его бесит младшая сестренка и необходимость отрываться от сетевой игры, чтобы сделать домашнее задание. После школы он заглядывает в макдак и ходит на тренировки по боксу. Так бы и жил он городским благополучным подростком, если б родители не уехали однажды в деревню на поминки родственника...А вернулись совсем не папа с мамой, а не пойми кто.

Отец ест всё, что не приколочено, и не перестает усыхать, у матери вдруг восстановилось зрение и девичья красота. Говорят странно, бродят ночами и, кажется, охотятся на младшую сестру Наиля. Тут перед героем и встает вопрос: готов ли он повзрослеть и взять на себя ответственность за спасение семьи?

Подросток хватает сестру и начинает путь к свету. По дороге ему приходится биться с волшебными оборотнями и упырями, но и от вполне земных отморозков в виде гопников и престарелых извращенцев надо как-то отбиваться.

Чтобы спасти сестру и вернуть родителей, Наилю предстоит пройти болезненный обряд инициации, втереться в доверие к колдунье, погрузиться в болотную пучину, разобраться с тем, как работает деревенская магия. А самое главное – ему необходимо принять ценность связи с родом, проникнуться уважением к своей культуре, языку и, конечно, повзрослеть.

Если вам порядком надоели симпатичные вампиры и тупоголовые зомби, эта книга для вас. Здесь совсем новые для читателей персонажи татарского фольклора. Ходы их по большей части неожиданны, потому что мы не знаем, как устроен татарский волшебный мир.

Кроме того, это еще и рассказ о татарской деревне, которую смела глобализация. Автор разматывает время назад и любовно рассказывает кое-что о быте, о языке и обычаях татар.

Прекрасный образец сочетания романа-взросления, хоррора и признания в любви татарской культуре.


0

0

0

0

0

0



Темы