Лучший музейщик Ямала работает в Ноябрьске | «Красный Север»
0°C

обновлено: 08:01, 21 февраля 2023

Культура

Лучший музейщик Ямала работает в Ноябрьске

В Салехарде завершился первый окружной конкурс профмастерства музейных работников. За звание лучшего боролись двенадцать претендентов. Кто не смог приехать, общался с жюри по скайпу.


Перед началом конкурса, когда мы говорили с участниками, предсказать, кто победит, было невозможно. У каждого молодого специалиста, а именно возраст был одним из важных критериев для участия, за спиной не один год работы в музейной сфере и «мускулатура», накачанная музейными праздниками и экскурсиями.

Марину Деркачёву, научного сотрудника детского музея Ноябрьска, в профессию привел случай: работала в детском саду. Узнала, что есть вакансия в музее, решила попробовать. Собеседование прошла сразу. О личной «перезагрузке» еще ни разу не пожалела. На конкурс ехала попробовать силы, но по решению жюри стала победительницей.

– Поняла, что недостаточно хорошо умею вести себя перед такой аудиторией. Нужно еще учиться. Конкурсы дают огромный опыт, чтобы чувствовать  себя свободно и уверенно. Задания были сложными, особенно те, где нужно было импровизировать, – делится впечатлениями победительница. – На конкурс приехала с проектом «Птица Счастья». В музее для этого составлены четыре выставки и культурно-образовательная программа. Мы знакомим с образом птицы в мифологии и фольклоре, а также с пернатыми, занесенными в Красную книгу округа.

Видеопрезентация проекта – это еще не всё, что представила участница. Она сама вышла на сцену в образе. Народный костюм, которым девушка поразила жюри, сшит по образу и подобию птицы, в котором широкие рукава символизировали крылья.

– А яркие рисунки, орнаменты на костюме выглядят как перышки. Даже головные уборы носят птичьи названия: кичка, кокошник, сорока. Их, в общем-то, много, – резюмирует Марина.

Они были первыми – именно так запомнят участников первого конкурса. Первопроходцы. Волнуясь, представляли свои проекты и отвечали на каверзные вопросы викторины. Всё ради того, чтобы вывести свою профессию из тени.

– Первый подобный конкурс мы провели в прошлом году. Тогда за звание боролись библиотекари. Да, в обоих случаях неизменным условием участия является возраст, – комментирует Евгений Колтунов, директор окружного департамента культуры. – Нам нужны и для нас очень важны молодые специалисты, чтобы престиж профессии рос.

А уже в следующем году таких состязаний будет три. Свой конкурс появится и у работников культурно-досуговых центров.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ПОСЛУЖИТ ИСТОРИИ

После конкурса участников ждала не менее интересная встреча с профессором Московского института культуры. Гостья рассказала «студентам» об ошибках, которые допускают музейщики, и как их избежать.

Елена Дзякович, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного института культуры:

– У меня есть знакомый директор рекламного агентства, который штрафует своих сотрудников за фразу «а давайте придумаем какую-нибудь акцию». Это ни о чем. Потому что сначала нужно ставить проблему – осознаем, что хотим решить в рамках проекта, например, привлечь внимание к художнику, родному краю. То есть хотим заинтересовать, образовать, подсадить на какой-то вид деятельности. Потом мы, как детективы, отвечаем на вопрос: кому это выгодно? Выясняем, какие целевые аудитории будут смотреть, слушать. Кто на этом мероприятии умрет с тоски, а кто еще пять раз посетит.

Итак, одна музейная выставка – это не проект, но если она предполагает интерес со стороны СМИ, раскрутку в интернете, украшение городской среды, то да. И такой подход должен быть нормой.

Также стоит понимать, как выстраивать график, чтобы про нас не забыли. Есть такое понятие, как эмоциональная память. Напоминать о себе нужно примерно раз в две недели. Через 14 дней мы всё еще помним о событии, но с восторгом рассказывать о нем уже не будем. И тогда нужен очередной вброс, например, сообщение, что выставку посетили иностранные гости.

Герман Бардин представил театрализованную экскурсию. Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Герман Бардин представил театрализованную экскурсию. Фото: Андрей Ткачёв / «Красный Север»

Комментарий

РАБОТА С АРТЕФАКТАМИ – МУЖСКОЕ ДЕЛО

Один в поле – музейщик: единственный мужчина в конкурсе представлял МВК им. Шемановского. Девушкам он был не страшен. И всё потому, что Герман Бардин участвовал вне конкурса, как сотрудник музея – организатора мероприятия. Однако этот факт не помешал ему принять «тренировочный» бой с честью и юмором.

О том, что в конкурсе он такой один, узнал на сцене, когда представляли участников. Не смутился. Бой дал достойный, но не соперницам, а самому себе.

– Я считаю, что необходимо продвигать музейное дело, – говорит он. – Ведь историю человечества можно условно разделить на два хранилища – устное и вещественное. Наша первоочередная задача – сохранение и трансляция. Гораздо интереснее прийти в музей и увидеть предмет, чем сто раз про него услышать.

Как рассказать о себе так, чтобы запомниться? Герман Бардин сначала предстал в образе человека из каменного века, а на презентацию проекта явился в шинели. Ему всё по плечу. В музейных праздниках часто меняет амплуа. Хотя по окончании вуза он, культуролог по образованию, в музей, как и прежде, планировал ходить только на экскурсии. Не вышло. Попал в МВК, и отношение к музейщикам изменилось. Теперь считает долгом рассказать другим, какая у него замечательная профессия. Начал с жюри регионального конкурса.

– Интересно было во второй части конкурса, когда проверяли эрудицию и оценивали создание импровизированной мини-экспозиции (участники не знали, какие предметы им попадутся, и на ходу придумывали истории их появления в «фондах». – Прим. авт.). На всё про всё отводилось пять минут. Нужно было проявить креативность мышления, умение объединить предметы в ряд и провести мини-экскурсию. У меня была мягкая кукла в национальной одежде, бляха с мужского ненецкого пояса и старинный утюг, – комментирует участник. – Рассказал, что в регионе металл не добывают, в жизни ненцев он присутствует в виде оберегов и других необходимых металлических предметов быта. А утюг, появившийся благодаря торговым караванам, – новшество, которое облегчило труд  женщины. Есть некоторые замечания к себе, но в целом выступлением доволен. В следующем году буду участвовать снова. Это очень хорошая возможность познакомиться с коллегами из других городов, посмотреть, кто чем занимается, поучиться. Ну и проверить себя на прочность.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 08:01, 21 февраля 2023

Темы

Салехард, Ноябрьск, Конкурсы, Профмастерство