«Надькино лето» разгулялось в разгар ямальской зимы | «Красный Север»
0°C

Культура

«Надькино лето» разгулялось в разгар ямальской зимы

Библиотекари зовут северян погреться февральским вечером у книги, как у трескучего костра. В Национальной они познакомили читателей с Верой Смилингене – автором по-ямальски «летней» книги.


У этой повести нет возраста. Она – ровесник и взрослым, и детям. С первой же страницы книга отправляет родителей прямиком «на деревню к бабушке». А ребят превращает в «сыщиков», которые между строк обязательно найдут «вещдоки», связывающие поколения, – истории вне времени, которые могут произойти с каждым и только в детстве.

«Надькино лето» – книга-посвящение любимой тетушке Анастасии Яковлевне Гридасовой.

– Когда я переехала из ветхого дома в «капиталку», не знала, что внизу у меня есть почтовый ящик. Только спустя два года нашла в нем письмо от тетушки, – с горечью признаётся Вера Смилингене. – Сразу же села писать ответ. Позже выяснилось, что Анастасии Яковлевны не стало. Тогда я и решила, что эту книгу посвящу ей.

Каникулы у родственницы в Ораниенбауме для Веры Смилингене остались самыми теплыми и яркими. Вкупе с воспоминаниями друзей и знакомых, которые щедро делились страницами из прошлого, получилась художественная энциклопедия для детей об их родителях. А проводником для читателей в беззаботный мир стала Надька – веселая и непоседливая, как мальчишка. Негоже ей с куклами сидеть. Она гоняет с мальчишками футбольный мяч и купается с ними в заливе.

К написанию «Надькиного лета» автор шла всю жизнь. Первые серьезные строки написала еще в школе. Тогда это было сочинение, которое учитель зачитала в классе.

– Я рассказала о своей любимой собаке, которой не стало, – вспоминает Вера Смилингене. – Учитель призналась, что они с мужем хотели сдать своего друга в питомник. Дело в том, что он военный и получил направление в другой гарнизон. После моего сочинения они взяли пса с собой.

Встречи с писателями в Национальной библиотеке в Салехарде проводят часто. Приглашают ямальских писателей и поэтов. Гостей загонять не приходится. Еще ни одна встреча не прошла в заунывной атмосфере. Всегда вспоминается что-то, что объединяет рассказчика и слушателей – истории из жизни на Ямале. В такие моменты в зале становится даже шумно. Воспоминания будто просыпаются, «комарами» жужжат над ухом. И становится совсем неважно, сколько до этой встречи человек прожил на Севере. Важно, что сейчас ты в теплой компании можешь вместе с другими улыбаться в ответ на признание героя вечера о случайном знакомстве с суровым краем.

– На Ямал мы с мужем приехали сразу после свадьбы. Через пару месяцев меня взяли в СУ-38 сварщиком. Помню свой первый рабочий день – мороз за сорок, и я варю арматуры для фундамента будущего садика «Жемчужинка», – рассказывает собеседница. – А когда меня спрашивали, почему я выбрала такую не женскую профессию, отвечала: «потому что искры напоминают бенгальские новогодние огни, а это мой любимый праздник».

Между школьным сочинением и вышедшей книгой пустых страниц нет. Вера Смилингене писала всегда. Сотрудничала с местной газетой, в которую ее пригласил местный автор Пётр Кожевников. Пробовала писать стихи, на что он ей посоветовал оставаться прозаиком. Между тем на встрече в библиотеке звучали и поэтические строки. Это еще одно посвящение – семейным друзьям из тундры. О «каникулах» в чуме, а точнее поездке через пургу по белой пустыне.

На презентации книги «Надькино лето» авторские экземпляры разобрали со скоростью ветра. Но несколько книг теперь будут жить и в библиотеке, чтобы все, кто скучает по детству, могли вернуться в него вместе с героями ямальского автора.


0

0

0

0

0

0



Темы