Салехардский дизайнер заваривает «лето» и пишет солнечным светом | «Красный Север»
0°C

Культура

Салехардский дизайнер заваривает «лето» и пишет солнечным светом

Что общего между живописью, иван-чаем и модной одеждой? Об этом часами может увлекательно рассказывать Наталья Полякова из Салехарда – талантливый художник, дизайнер, опытная травница и чайный технолог, а еще многодетная мама.


С этой удивительной женщиной я познакомилась случайно. Ее супруг Станислав Котляров, участник конкурса бизнес-проектов «Время действовать», придумал делать упаковку из отходов чайного производства. Семья выпускает целую линейку исконно русского напитка на основе кипрея – купажи с морошкой, голубикой, цветом яблони, почкой ирги и разными травами. Мне захотелось узнать побольше про иванчайные секреты, потому что сама увлечена этим делом.

Весь цикл – наш

– Всегда занималась заготовкой трав. Но потом знакомые начали заказывать, и я поняла, что 10 килограммов накатать вручную очень трудно, – улыбается мастерица, говоря о первых шагах к серийному производству. – Как же быть?

Решение нашлось неожиданно. Однажды, путешествуя по Китаю, Наталья попала на чайную фабрику и загорелась идеей организовать мануфактуру на Ямале. Северянка обучилась в Поднебесной, там же закупила оборудование и начала с домочадцами создавать великолепные купажи с ямальской ягодой. Что-то позаимствовали у китайцев, остальное придумывали сами.

Фото: Наталья Рыбьякова / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Наталья Рыбьякова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Иван-чай отлично сочетается с   вареньем из шишек. Его рецепт простой: вода, по килограмму шишек и сахара. Варить в несколько приемов – и получится отличное средство от осенней хандры. Фото: Наталья Рыбьякова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Если я начинаю что-то делать, то от и до. Например, производство чая у нас начинается с заготовки. Весь цикл – наш. Мы выпускаем коллекционный чай, и салехардцы уже начинают разбираться в его сортах. Например, «Золото Севера» изготовлен из молодых листьев, собранных в первые две недели, он более нежный, а тот, что заготовлен позже, получается крепче, – рассказала чайный технолог. 

За сезон семья заготавливает около двух тонн сырья, из которого получается более двухсот килограммов обдорского чая. 

Учиться мягкости у Репина

Несколько сортов салехардского напитка мне довелось попробовать на... художественной выставке. 

– Приходите, будет душевно, – пригласила меня сама художница. И оказалась права. 

«Величальная песнь природе» – так назывался выставочный проект в МВК имени И.С. Шемановского, который позволил насладиться нежным цветением ямальского лета и даже попробовать его на вкус. Зал оформили в традициях русского культурного наследия. В окружении ярких сарафанов и самовара живопись «зазвучала» в полную силу. Казалось, картины пронизаны солнечным светом короткого северного лета, это восхищало. И, да, вдохновляло.

– Это мастихин, а это кисть. Специально выставила картины в разных техниках, чтобы люди видели, насколько творчество безгранично, – объясняет Наталья. И мгновенно погружает в тему. 

– Мастихин – это тонкая лопаточка, которая позволяет полноценно писать от начала до конца, вообще не используя кисть. Это техника а ля прима (итал. a la prima – «в один присест»). Мазок должен быть точнейшим, чтобы идеальное изображение получилось за один раз. Когда не боишься работать с цветом, краска начинает «звучать» по-новому. Получаются фактурные эффекты. Но сам мазок при этом достаточно острый и резкий, мне же хотелось больше нежности...

Фото: Наталья Рыбьякова / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Наталья Рыбьякова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Наталья Полякова – автор многих персональных выставок, участник пленэров, региональных и международных конкурсов и проектов. Фото: Наталья Рыбьякова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

И женщина отправилась учиться – в академию Репина, на целый месяц. 

– Знания, которые я там получала, каждый день переворачивали мой мир. Мы писали только кистью. Все мои следующие работы мягче, ведь кисть имеет другие выразительные свойства и, на мой взгляд, более диапазонная. 

Волшебство, которое можно потрогать руками

Первое образование Наталья получила в Уральской архитектурно-художественной академии по специальности дизайн одежды. В 2001 году запустила собственную линию одежды под зарегистрированным товарным знаком IF-collection. Затем преподавала художественные дисциплины в Столичном гуманитарном институте и Салехардском училище культуры и искусств имени Л.В. Лапцуя. 

Рисовать, по словам собеседницы, она начала еще в детском саду, а масляной живописью серьезно занимается последние пятнадцать лет. Любовь к творчеству переняла ее средняя дочь – пятилетняя Василиса. 

– У нас дома стены до того уровня, где она может доставать рукой, обклеены бумажными листами. Зарисовано всё! Ее не смущает размер холста, есть рисунки два на полтора метра – у меня таких картин нет, – смеется Наталья. 

Многодетная мама убеждена, что дети творчеству не помеха. Главное – желание.

– Выставка должна была состояться около четырех лет назад. И когда она уже была заявлена, я поняла, что жду третьего ребенка. Пришлось отменить. Я очень переживала: а как же моя живопись? Но дочь перевернула мое мировоззрение. Моя малышка позволяет мне творить. Такое ощущение, что она понимает, когда ко мне приходит вдохновение, и старается в это время не тревожить. Так она подтолкнула меня к реализации творческих планов. Я с радостью взялась снова за кисти, ощутили волшебный запах красок, льняного масла и пихтового лака – запах творчества. Это дает такой мощный, позитивный толчок, что узнаешь себя совершенно с другой стороны. Настоящее волшебство, которое можно потрогать руками!

Признаётся, что готовила выставку в состоянии невероятного полета. 

– Мне было снова 16 лет, и это было счастье. И если кусочек этого счастья достанется посетителям выставки – значит, я не зря работала. 


0

0

0

0

0

0



Темы