В Салехарде лёд клеили утюгом, пилу заводили пинком… (12+) | «Красный Север»
0°C

Культура

В Салехарде лёд клеили утюгом, пилу заводили пинком… (12+)

– Жарче всего нам было в Красноярске, когда ударил сорокаградусный мороз, – рассказывают Елена и Иван Смирновы, участники фестиваля ледовых скульптур «Полярная рапсодия». – Мы там фигуры из снега делали, а это сильно отличается от работы со льдом. Почему? Потому что главный инструмент не резец, а лопата. Представьте, что вы кидаете ею во дворе снег – жарко невообразимо! 


Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Знал бы Микеланджело, к каким приемам  прибегнут его последователи! Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Наши собеседники приехали в Салехард из Перми. В фестивалях ледовых и снежных скульптур участвуют с 2013 года. В этом году привезли с собой эскиз «Трагикомедия», он дополнит общее собрание «театральных» скульптур на площади перед КДЦ – такова тематика нынешнего конкурса. 

– Фестивали – это наше хобби. Летом – дерево, бетон, зимой – лед, – поясняет Иван Смирнов. – Это работа в удовольствие, особенно когда есть время на реализацию задуманного. Кстати, в этом году лед здесь классный! А в прошлом году был желтоватый, с песком… 

Чистые, как хрусталь, кубы идеально передают блеск мифов и легенд Древней Греции. Композиция Смирновых изображает свиту бога Диониса – родоначальника театра. Недалеко от фигуры кентавра лежит ледяная рука. Отбракована, не подошла по пропорциям. 

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

С точностью, которой позавидуют медики, скульпторы скрепляют детали фигур. Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Нас в свое время учили видеть скульптуру в целом, а лед требует работы с частями, которые соединяются вместе с помощью воды, – поясняет мастер. – Поэтому порой то голова, то другие части не подходят к телу. Переделываем. 

– Руки очень сложно вырезать, особенно пальчики, – дополняет слова супруга Елена. – На одном из фестивалей делали скульптуру из пяти человек, а это пять пар рук и соответствующее количество пальцев. Так вот, они у нас никак к ладоням не клеились, всё время отпадывали. В общем, до прихода жюри мы не успели… 

Марина Баранчик-Красовская приехала со своим напарником Романом из Белоруссии. Она – преподаватель скульптуры в одном из минских колледжей. В Салехарде она впервые, впрочем, самый дальний город, куда забиралась, – Магадан.

Фото: КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: КРАСНЫЙ СЕВЕР

Лед не любит грубой силы, но благоволит интеллектуалам, терпеливо работающим с капризным материалом. Фото: КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Холод переношу хорошо, нам в Минске не хватает такой снежной зимы, – говорит собеседница. 

Несмотря на отсутствие снега даже в Новый год, минчанка влюблена в резьбу по льду. В композиции «Калипсо» самое сложное – сделать линии плавными. Рядом на рабочем месте стоит старый советский утюг. С его помощью собеседница клеит детали, придает им форму и добивается идеальной прозрачности стройматериала. 

Пилы, фрезеры, стамески – эти инструменты требуют не только навыка, но и тепла, а иногда – хорошего пинка.

– Инструменты греем в балке, – продолжает Марина. – С пилой чуть сложнее, она так промерзает, что перед началом работы ее нужно пнуть, чтобы завелась. Хорошо еще, что фестиваль длится неделю, – всё успеваем, не надо торопиться.

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Скульпторы были рады поделиться секретами мастерства с салехардской детворой. Мастер-класс прошел в четверг и никого не оставил равнодушным. Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– На площадке я смотрю, чтобы у ребят была вода, техника, чтобы были накормлены, не замерзли и не нуждались ни в чем, – говорит координатор проекта Дмитрий Голиков. – В МВК Шемановского можно выпить чаю. Еще есть вагончик, там можно погреться, наточить инструменты, скорректировать эскиз. Погода в этом году хорошая, да и с чистотой льда повезло, кстати, брали его с Полябты. В этом году, помимо конкурсных работ, сделано более интересное оформление территории в духе античности. Для этого пригласили мастеров из Хабаровска, они не участвуют в конкурсе, но тоже создают волшебную ледяную красоту.

Имена лучших скульпторов-ледорезов назвали вчера, 8 декабря.

Третье место присудили композиции Ристо Иммонен из Финляндии «Представление». Второе место заняли мастера Лев Брюханов из Московской области и Мария Соловатова из Ижевска и их скульптура «Плач по Горгоне».

Первое место – у ямальцев. Победителями Международного фестиваля ледовых скульптур «Полярная рапсодия» стали Сергей Корольков и Сергей Ледков с композицией «Как начинается трагедия». Жюри оценило их работу на призовые 200 тысяч рублей.

Обладатели второго места получили приз в размере 140 тысяч, а за третье – 100 тысяч рублей. Всем командам, принимавшим участие в фестивале, вручили денежные сертификаты по 40 тысяч и подарки от организаторов.


0

0

0

0

0

0



Темы