В Салехарде запели берёзы и кедры | «Красный Север»
0°C

Культура

В Салехарде запели берёзы и кедры

Даже в их фамилии «спряталось» дерево – благородная лиственница. Именно так переводится корень «нак» с языка ханты. Герман Наков, сын оленевода, создает из деревьев уникальные народные музыкальные инструменты, а его жена и дети на них играют.


У Германа Накова золотые руки. Красота его инструментов зависит не только от мастерства: в каждом чувствуется душа человека, бесконечно любящего свое прошлое и верящего в будущее народа ханты.

Выставка творческих работ семьи Наковых «Так Кер» открылась в Окружном Доме ремесел в Салехарде. До 28 марта у каждого гостя выставки есть уникальная возможность посмотреть не только на северный прообраз гуслей, но и на большое количество самых разных предметов быта, созданных руками Германа Накова и его жены Юлии. 

Деревянная кровать под оленьими шкурами подарена старшей дочке. На легкие нарты можно сесть и отправиться в тундру. А за большим деревянным столом уместится вся дружная семья Наковых, которой, кстати, в день открытия выставки исполнилось 30 лет. Всё собрание удивительных вещей едва поместилось в выставочном зале. 

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– В Салехарде, где мы живём, у меня два чума: один около дома, второй подальше в лесу, где мы отдыхаем в выходные дни, – рассказывает Герман Наков. – В обоих тепло и уютно. 

Любимое детище Германа Накова – музыкальные инструменты народа ханты: нарас-юх, нерпь-юх, тор-сапл. Похожие на лебедей, гладкие и плавные, они создаются из лесных коряг. 

– Это уже не хобби, это моя жизнь. На выставке можно увидеть самые первые мои инструменты, в которых я использовал лосиные жилы, они звучат тихо – достаточно для маленького помещения чума или лесной избушки, – поясняет мастер. – Сейчас нужна особая звонкость инструментам, так как с ними можно выступать на сцене. Аудитория слушателей становится больше, поэтому нужны электронные струны, усилители звука. Всю современную начинку я прячу внутри корпуса нарс-юха, совершенствую ремесло. Заказов всё больше, я стараюсь каждый инструмент сделать особенным.

Материал Герман Наков заготавливает осенью, когда можно добраться до корневищ. Для примера одно из них лежит в выставочном зале Дома ремесел. Каждая заготовка под инструмент должна отлежаться год, просохнуть. Если не довести материал до кондиции, инструмент даст трещину, лопнет. 

Выставленное корневище кажется громоздким, тяжелым, а инструмент из него получится изящный и легкий. 

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Герман Егорович уверен, что нет какого-то особенного «музыкального» дерева. Все северные деревья годятся для производства нарас-юх: ель, кедр, береза, лиственница, черемуха. Но самый долговечный материал – лиственница.

Кроме «поющих деревьев» главы семьи, на выставке можно увидеть и одежду, сшитую Юлией Наковой. Это действительно уникальные вещи, они сочетают народную традицию ханты с современностью. 

Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Все люди покупают вещи в магазинах, ищут эксклюзив в бутиках. А у Наковых есть правило: создавать абсолютно традиционные вещи в современном стиле, – делится впечатлениями журналист и краевед Татьяна Гостюхина. – В такой творческой семье каждый человек проявляется многогранно. Мы, все коллеги Юлии Наковой, наблюдали, как шаг за шагом ее дети погружались в историю и традиции своего народа, учили язык, пели песни на языке ханты, а ведь это городские ребята. Именно так прививается любовь к родной культуре. Жизнь среди уникальных предметов они считают обыденностью. В этом и есть секрет передачи традиций.   


1

0

0

0

0

0



Темы