Вкус к жизни родился среди декораций | «Красный Север»
0°C

Культура

Вкус к жизни родился среди декораций

В пику сезонному унынию и ипохондрии, в газовой столице в течение пяти дней, с 18 по 22 марта, прошли десять спектаклей, поставленных театрами  Москвы, Серова, Нового Уренгоя и болгарской Софии.


XIV сказочный театральный фестиваль «Я-мал, привет!» на днях завершился в Новом Уренгое.

А ПТИЧКУ ВСЁ ЖЕ ЖАЛКО…

Спектакль «Гадкий утёнок».jpg
Спектакль «Гадкий утёнок».jpg

Честь открыть фестиваль в этом году выпала «Северной сцене» – единственному профессиональному театру на Ямале. Новоуренгойские артисты показали 45-минутный спектакль «Гадкий утёнок» режиссёра Эмилия Мрдакович из Сербии. Всех пернатых героев дизайнер кукол изготовил из всяких башмаков с наполовину оторванной подошвой – вот таким был ход его творческой мысли. Кстати, вышло и вправду похоже на длинноклювых птичек.

– Всё было понятно и всё понравилось, особенно декорации из перьев – отозвались о кукольной драме школьницы Екатерина Емельченко и Ульяна Пятиизбянцева. – Много было смешных моментов, например, когда птенцов учили летать!

Конечно, критики, обсуждая «Гадкого утёнка» справедливо отметили, что сапоги – не лучший способ воплотить красоту, потому что кукла «прекрасного» лебедя из белого башмака не казалась сильно живописнее того тапка, который символизировал его же, но в «гадкий» период жизни. Но, раз главным судьям – детям – всё же понравилось, значит, спектакль удался, и местных артистов можно поздравить с победой. Тем более актёры у нас действительно талантливые, и в замыслах режиссёра не виноватые…

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ БУДЕМ ДРУЖИТЬ»

Спектакль «Умка».jpg
Спектакль «Умка».jpg

Областной московский театр юного зрителя привёз на фестиваль северную мистерию под названием «Умка». Говоря об этом спектакле, стоит, в первую очередь, отметить прекрасное оформление сцены. На пустых подмостках вдруг возникает чудо: вырастают фанерные сугробы, плывут на палках над головами нарисованные облака, а из высокой, похожей на палатку декорации образуется мама-медведица. Актёры, все в белом, доставали из карманов пригоршни «снега», кидали перед собой, а потом опасливо вступали туда, высоко задирая ноги и приговаривая «Хышт». Возникло ощущение, будто и правда бегают по сугробам, приминая сапогами хрустящий снежок. Возможность погрузиться вот в это волшебство – как раз то, за что люди любят театр.

Первоклассным было и звуковое оформление: мама-медведица укачивает Умку, а тот, не желая засыпать, протягивает: «Ма-аа-м!», и тут же ребёнок в зрительном зале ровно с той же самой интонацией повторяет, что слышит со сцены: «Ма-аа-м!», а следом и кто-то ещё. «Мамканье» взрослых актёров прозвучало настолько органично, со стопроцентным попаданием в интонации и манеру произношения дошколят, что те признали Умку за своего, за малыша с первых же минут. Есть контакт! Внимание юных зрителей все пятьдесят минут было безотрывно приковано к сцене, значит, им было интересно и понятно всё, что там происходило.

– Спектакль о том, что Умке хотелось найти друга среди людей, и им стал Серёжа, – рассудила второклассница Полина Лигар. – Мама говорила Умке, что люди плохие, но, когда он сам познакомился с ними, ему стало ясно, что они хорошие, и, несмотря на различия, с ними можно дружить.

К НАМ ЗАЕЗЖАЛ «РЕВИЗОР»!

Спектакль «Ревизор».jpg
Спектакль «Ревизор».jpg

Областной государственный театр кукол из Москвы – частый гость фестиваля. Одним из самых запоминающихся больших спектаклей стал как раз привезённый им «Ревизор» режиссёра Карена Нерсисяна. Зрители имели возможность в очередной раз убедиться, что комедия Гоголя и спустя века не утратила своей актуальности, вплоть до: «Думаю, война с турками будет!». Член жюри бабушек Татьяна Белохонова похвалила спектакль, хотя и нашла в нём парочку недочётов.

– Во-первых, действие будто немного затянуто, во-вторых, голоса не всегда соответствуют образам – поделилась мнением Татьяна Белохонова. – Например, у тучного городничего должен был бы быть солидный голос, а у худенького Хлестакова – тоненький… К тому же они говорили громче, чем нужно, зачастую кричали…

Несмотря на крикливость персонажей, спектакль вышел отличный: актёры и их куклы представляли собой единое целое, и каждое движение своего персонажа они сопровождали соответствующей мимикой и жестами. Причём делали это настолько здорово, что даже вызвали у некоторых зрителей отклик: «А зачем им вообще куклы? Играли бы сами, без них!».

УБИЙСТВО ОКАЗАЛОСЬ «ДЕЛОМ ЧЕСТИ»

Самым необычным, интригующим и лучшим, по мнению жюри бабушек, стал спектакль серовского театра драмы им. А.П. Чехова. Главный режиссёр Пётр Незлученко впервые в России поставил пьесу Лутца Хюбнера, которую тот написал под впечатлением реальных событий, имевших место быть в небольшом городке под Берлином в 2004 году.

Уже перед входом в зрительный зал стало ясно, что спектакль запомнится: перед дверями можно было видеть большую железную клетку с засовом и бритоголовым конвоиром с резиновой дубинкой за поясом. Вероятно, поклонники театра сразу должны были задуматься: «Пройдя в зал, мы попадём в тюрьму? Мы, зрители, в чём-то виноваты?». Между креслами и сценой во всю ширину был установлен деревянный бортик. «Мы, зрители, – суд присяжных? Или мы, молчаливые наблюдатели, – тоже одна большая скамья подсудимых?».

На сцене виднелись высокие металлические клетки, а прямо посередине – обшарпанный стол и несколько видавших виды стульев. Между декорациями прогуливались трое персонажей: два парня и девушка. Но вот одна из героинь постановки, 15-летняя Улли, начинает говорить. О том, что ей казалось, будто ей в спину тычут электрошокером, а на самом деле это были удары ножом. О том, как она легла рядом с убитой 16-летней подругой Элен и постаралась тоже умереть – но у неё не получилось.

По ходу развития действия герои драмы рассказывают каждый свою историю, из которых пошагово вырисовывается картина чудовищного преступления, совершённого двумя турками – детьми мигрантов, по отношению к двум немкам. Выясняется, что стол посреди сцены – для полицейского психолога, который должен понять мотивы, которые двигали убийцами. При этом 19-летний Сэм, убивший школьницу, по сути, оправдывает свои действия несовпадением культурных стереотипов между ним и его жертвой.

«Женщин нужно уважать» – объясняет эксперту Сэм, но на вопрос об Элен тут же делает оговорку: «Она же шлюха!», «Нельзя это сравнивать!». Такое мнение турок сложил о немецких школьницах только потому, что те согласились прокатиться на его машине в соседний Кёльн, хотя с его другом, Зинаном, девчонки учились в одной школе. Ему кажется предосудительным их раскрепощённое, без комплексов поведение. Когда компания, развлекаясь, оказывается в тире, и Сэму не удаётся с первого раза попасть по мишеням, это задевает его самолюбие. Он злится, обвиняет в этом своих спутников, стреляет снова: «Я хотел показать, что я здесь босс!», «Я всегда достигаю своих целей!». А когда Элен дружески проводит рукой по его волосам, чтобы подбодрить, он бесится ещё сильнее: «Что я, собака или ребёнок?». Ему кажется, что его мужская честь задета и нуждается в восстановлении: «Закрой пасть, когда мужчина разговаривает!», «Она хотела меня по стенке размазать!».

«Он просто по-другому всё это воспринимал!» – подытоживает причину 30 ножевых ранений психолог-эксперт. На вопрос к его другу, тоже турку, школьнику Зинану о том, зачем он бил ножом Улли, тот говорит: «Она была свидетелем, свидетелей надо убивать», и добавляет: «Это дело чести».

Услышало ли Сэма европейское общество? Характерно, что после публикации пьесу Лутца Хюбнера запретили, потому что матери жертвы не понравилось, как драматург обрисовал моральный облик её дочери. Судебные разбирательства длились 4 года, и писатель выиграл. Осталось гадать, сумеют ли европейцы сохранить свой моральный облик, каким бы он ни был, или проиграют всем континентом, как та самая школьница…

И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Помимо собственно спектаклей, программа фестиваля была насыщена разными мастер-классами, выставками и проектами. В частности, интегрированная театральная студия «Круг» из Москвы показала два мастер-класса: «Инклюзивный театр» на примере спектакля «Парашютисты» и «Арт-терапию и реабилитацию средствами театра». Несколько дней актёры Олег Лабозин и Илья Оршанский готовили вместе с семьями детей, посещающих Центр эстетического развития при КСЦ «Газодобытчик», семейный квартирник с песнями и чтением стихов, который и показали в последний день работы фестиваля.

Юлия Рутберг.jpg
Юлия Рутберг.jpg

В проекте «Звезда читает сказку» и в программе встречи со зрителями в этом году выступила народная артистка РФ Юлия Рутберг. Свой творческий вечер актриса назвала «Кабаре «Бродячая собака». Рассказывая о себе, актриса декламировала стихи и пела песни. Вначале это были забавные строчки про лошадь в калошах, затем наступило отрочество, и Юлия рассказала о своей учительнице литературы, которая говорила: «Банда села, и боже упаси!». Потом был рассказ о поначалу непонятом художнике Босхе: «Есть люди, которые стреляют в цель, и все им аплодируют, а есть те, кто стреляет под другим углом и в молоко… Так вот, Босх – гений».

Дальше было что-то поэтическое об эротическом потрясении Зинаиды Гиппиус и стихотворение про Кармен: «Когда она идёт по улице, мужчины с восхищением глядят ей вслед», и «Единственная радость в жизни – мой мужчина!». Потом была песня на французском – вероятно, в жизни актрисы происходили события непонятные, но прекрасные, как и её вокал. Потом речь зашла о Пушкине и Анне Ахматовой, зазвучали песни Булата Окуджавы и Вертинского. «Стать богатым иной норовит, не всё то золото, что сверкает и даже звенит… Не покупаются доброе имя, талант и любовь» – так подытожила Юлия Рутберг рассказ о себе.

Главной идеей завершившегося в среду, 22 марта, XIV сказочного театрального фестиваля «Я-мал, привет!», по словам его инициатора – директора КСЦ «Газодобытчик» Надежды Шагровой, было привить детям вкус к жизни.

– Мы потеряли воспитание чувств, – сказала она, открывая фестиваль. – Дети всё меньше получают удовольствия от элементарных жизненных ощущений: шороха деревьев, пения птиц, услышанной сказки, общения с людьми. Дали гаджет – и под него кормим, разговариваем... А где вкус к жизни? Он ушёл… Театр сегодня важен как никогда, ведь он воспитывает чувства…

– Социопатия и социофобия – серьёзные проблемы современного общества, и нужно дать детям понять, что они не одиноки, что выход всегда есть, что жизнь сложна, но прекрасна! – добавляет театральный критик Олег Лоевский.

Пять дней долгожданного ежегодного фестиваля пролетели незаметно, оставив у новоуренгойцев незабываемые впечатления от встречи с прекрасным, и лёгкую грусть от того, что всё закончилось.

Напомним, мероприятие проходит при поддержке ООО «Газпром добыча Уренгой» с 2004 года. Будем с нетерпением ждать, что подготовят для нас организаторы на следующем, юбилейном XV фестивале. До встречи в марте!


0

0

0

0

0

0



Темы