Культура
Ямальцам рассказали, как сделать серьги из гвоздей и сапоги из щуки
А вы знали, что всего за день чумработница может сшить три пары варежек? На мастер-классе, да под чутким руководством профи, обычный человек едва ли успеет сделать хотя бы одну…
В Салехарде прошла Межрегиональная выставка традиционного шитья народов Севера. Она стала настоящим открытием для рукодельниц и просто любопытствующих горожан. Местные мастера и их коллеги из арктических регионов охотно делились с публикой секретами производства, вдохновляли коллекциями нарядов, услаждали слух народными легендами. Экспозиционные закутки превратили в мини-музеи – по одному на каждую делегацию.
И сказал Бог: да будет орнамент!
– Нганасаны (коренной самодийский народ Сибири. – Прим. авт.) ведут историю от эпохи мамонтов, – рассказывает Светлана Аксенова с Таймыра. – Тогда люди носили простую одежду, без орнаментов. Все изменилось, когда один молодой шаман женился. Во сне Бог сказал ему, чтобы молодая супруга сшила парку окраса священной казарки и расшила ее оленями, домами и нартами – всем, что важно для ее народа. По просьбе мужа женщина освоила первый орнамент. Так зародилось наше ремесло.
Тяжелые украшения нганасанки создавали из подручных материалов. Всё, что перестало приносить пользу в доме, шло под кузнечный молот. Фото Екатерины Золотарёвой / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Рассказчица не просто повторяет древние истории, она иллюстрирует их костюмами собственного производства. Бонусом показывает национальный наряд, который сшила ее мама. К слову, родительница Светланы Аксеновой была на все руки мастерицей. Она управлялась не только с иголкой, но и с молотом. Не хуже мужчин владела кузнечным ремеслом.
– В старину многие украшения делались из латуни. Северяне поступали практично: покупали для домашних нужд латунную посуду – к примеру, чайники, а когда они основательно прогорали, пускали на подвески, – продолжает Светлана. – Впрочем, в ход шли и другие металлы. К примеру, вот украшение из гвоздей. Моя мама раскаляла их, расплющивала и закручивала, как ей было нужно. Могла таким способом собрать цепочку.
Любые аксессуары женщины создавали не только для красоты, но и для защиты от недобрых чар – как обереги. И всегда подкрепляли их силу красивой историей. Одна из них повествует о рождении северного сияния. Пластины поясного украшения, которые сорвал с девушки отвергнутый жених, не упали на землю, а упорхнули ввысь, осветив землю своим сиянием…
Клавдия Айваседо научила гостей держать иголку по-ненецки и «шить на себя». Считается, что, если шить иголкой от себя, отводишь благополучие. Фото Екатерины Золотарёвой / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Для Ямала – это первая выставка одежды межрегионального масштаба. В музейном зале МВК имени Шемановского собрались мастера Ямала, Югры, Чукотки, Хабаровского и Красноярского краев. Вместе они представили более 500 уникальных предметов одежды. А еще щедро делились навыками со всеми желающими. Показывали, как плести пояса и создавать узоры из тонких полосок ткани. Оксана Баюта из Хабаровского края знакомила с секретами выделки рыбьей кожи. Людей, которые ходили в такой одежде и сейчас называют рыбоедами.
– У нас чаще всего шьют из горбуши и кеты. Чуть реже используют тайменя и щуку, – говорит Оксана Баюта. – Нынче сельчане сами приносят нам кожаные заготовки, но раньше их выделкой занимались только ремесленники. Конечно, на это уходило очень много времени. Около года на сбор материала и столько же на сам пошив.
Жажда творчества: за что хвататься?
Попробовать свои силы в шитье мог каждый желающий. Все мастер-классы были настолько разноплановыми, что глаза разбегались, хотелось успеть всё. К непостоянству учеников мастера отнеслись философски: побегают и усядутся. Так и случилось. Кто хотел сувенир – прибился к мастерам с заготовками, кто нацелился на национальную одежду – ушел к мастерицам с выкройками.
Клавдия Айваседо их Харампура учила своих подопечных шить национальные рукавицы на малицу и ягушку. Все материалы предоставляла бесплатно. Бери, да дерзай! Самых усидчивых, способных провести за работой несколько часов кряду, нашлось немного. Но результат порадовал и наставника, и учеников. На память о встрече остались настоящие ненецкие варежки.
Пуровская мастерица Октябрина Агичева не расстается с иголкой с пяти лет. Ее наряды – настоящее произведение искусства. Фото Екатерины Золотарёвой / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Кстати, Клавдии Айваседо пришлось поломать голову над тем, как приспособить ненецкие варежки под верхнюю одежду горожан. В тундре эта часть гардероба с внешнего края пришивается к малице и ягушке. Поэтому в кочевьях рукавички не снимают, а как будто стряхивают с руки. Выход всё же нашелся: с тыльной стороны изделия мастерица пришила дополнительную полоску ткани. Благодаря ей варежка висит на запястье и не теряется…
Возможно, со мной не согласятся другие участники мастер-класса, но пошив ненецких рукавиц мне показался достаточно простым, хоть и долгим делом. Ведь тундровые мастерицы делают их без различия на правую и левую руку. Да и при сборке деталей не особо усердствуют, предпочитая прочный и универсальный шов «через край» или простой обметочный. И, как говорят сами наставницы: «через мои стежки еще никого не заморозило».