Ямальцев зовут пройтись по «маршрутам недостроенной мечты» | «Красный Север»
0°C

Культура

Ямальцев зовут пройтись по «маршрутам недостроенной мечты»

В Музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского сегодня, 26 февраля, открывается выставка «Маршрутами недостроенной мечты» (12+). Результатом двух экспедиций сотрудников окружного музея стали уникальные экспонаты из поездок в рамках проекта «Экспозиционный дебют».


Летом 2020 года сотрудники музея совершили путешествие по руинам «большой мечты», дважды за лето исследовав 300-километровый участок недостроенной железной дороги между городами Надым и Салехард. В путь отправилась исследовательская группа из 12 человек – сотрудники МВК и сотрудник научного центра. Они посетили и обследовали 38 объектов 501-й стройки.

– Экспедиция проходила в два этапа и длилась по две недели – вторая половина июня и начало июля, а затем вторая половина августа и начало сентября. Это было связано с нашими климатическими условиями: после того, как мы поработали с картами и маршрутами, стало понятно, что часть объектов лучше посетить по воде на катере, а часть – по суше, – рассказал «Красному Северу» Никита Перцев, руководитель экспедиции, куратор выставки, сотрудник сектора археологии и этнографии МВК имени И. С. Шемановского. – Понятно, что мы не первые, кто ходит по этим местам. С 80-х годов там несколько раз был Вадим Николаевич Гриценко и члены РГО. Но мы сделали то, что до нас никто не делал.

У нашей экспедиции было несколько основных задач. Первая задача – сбор материалов для наших фондов, мы вернулись не с пустыми руками – привезли большую коллекцию. В том числе, множество образцов рельс железнодорожного полотна – более 30 разных марок. Рельсы британские, германские, американские, польские и отечественные, досоветского и советского периодов. Сейчас подробно описываем и составляем планы, из каких мест эти рельсы шли.

Кроме этого, мы собрали большую коллекцию интересных вещей повседневного обихода – чашки, фляги, большой котел…

Вторая задача экспедиции – не просто поход по железнодорожной линии, а заходы во все строительные лагеря, составление их описаний и планов, стандартизация всех построек. Например, ранее никогда не было информации о плаце в лагере, никто не знал, что он собой представлял. Мы же эти плацы зафиксировали в своих исследованиях. Фиксировали дренажные сооружения, склады, где хранилась провизия, и т.д.

Уделили внимание не только строительным лагерям, но и лагерям вольнонаемных. Про некоторые объекты, которые мы изучили, раньше вообще не было никакой информации, – добавил собеседник.

Кроме того, участники экспедиции сняли фильм с мест событий, используя квадрокоптер для съемки сверху. Фильм будет в дальнейшем представлен на выставке, как и масса фотографий полуразрушенных лагерных пунктов и других объектов «Мертвой дороги». Позже в рамках выставки появится и интерактивная карта с фотографиями этих объектов.

Рельсы с клеймами, старинные алюминиевые фляжки и чашки, стеклянные бутылки, найденные в окрестностях незавершенной железной дороги, поведают посетителям музея историю прошлого с его мечтами и разочарованиями.

В планах у сотрудников МВК новые экспедиции, уже по менее обследованным местам – в район расположения ранних лагерей по течению реки Собь – это территория от Полярного Урала до Лабытнанги.

Выставка по следам первой экспедиции будет работать в главном музее Ямала до 27 июня.


0

0

0

0

0

0



Темы