Форель с ямальской пропиской: ловись, рыбка! | «Красный Север»
0°C

обновлено: 08:13, 09 января 2024

Экономика

Форель с ямальской пропиской: ловись, рыбка!

Разведением форели в округе занимаются шестой год. Каковы перспективы у этого сравнительно молодого направления, как запустить форелевый бизнес и какие риски ждут будущих фермеров, выяснила редакция нашего журнала.

Время для чтения ~ 10 минут


Пошли на эксперимент

Одним из первых разводить радужную форель на Ямале стал Собский рыбоводный завод. В 2018 году в качестве эксперимента закупили в Испании икру и проинкубировали её. Через две недели произошёл выклев. Ещё девять месяцев ушло на то, чтобы вырастить рыбу до товарного стандарта.

В 2019 году продукция поступила на реализацию. В первой партии особи весили 300–500 граммов. Однако такой вес не пользовался популярностью у покупателей, поэтому теперь оптимальный — от одного килограмма.

Фото: vk.com/sobskiyfishfarm
Фото: vk.com/sobskiyfishfarm

В бассейнах находится 25 тысяч особей радужной форели разных возрастов. Сергей Глухов, главный рыбовод Собского завода, рассказал, что выращивание форели в северных условиях — задача непростая:

– Наш завод занимается воспроизводством молоди сиговых: чира, муксуна. Решили попробовать выращивать форель. Рыба требует внимания: надо постоянно следить за питанием, температурой воды, кислородом. Питание форели заметно отражается на качестве мяса и его вкусе. В северных условиях существенные затраты на отопление, электричество. Воду прогреваем до 16 градусов — за этим следят рыбоводы, специалисты с высшим образованием. Стоит установка замкнутого водоснабжения, которая включает резервуары, фильтры, генератор кислорода, озонатор, автоматические кормушки, а также насосы для циркуляции и очистки воды от продуктов жизнедеятельности и посторонних субстанций.

Площадь предприятия позволяет выращивать до 5 тонн в год. Товар поступает оптом в магазины Харпа, Салехарда, Лабытнанги, часть — на переработку на комбинат. Фото: vk.com/sobskiyfishfarm
Площадь предприятия позволяет выращивать до 5 тонн в год. Товар поступает оптом в магазины Харпа, Салехарда, Лабытнанги, часть — на переработку на комбинат. Фото: vk.com/sobskiyfishfarm

Опыт Собского завода оказался настолько успешным, что примеру последовали ещё три ямальских предприятия: крестьянско-фермерское хозяйство Александра Бородина из Надыма, сельскохозяйственная община Харампуровская в Пуровском районе и индивидуальный предприниматель Александр Висман, который выращивает рыбу для организации платной рыбалки на озере в районе посёлка Тазовский.


Мини-ферма на безымянном озере

Год назад на озере вблизи Надыма предприниматель Александр Бородин открыл мини-ферму для выращивания форели. Для запуска нового для себя направления арендовал водоём, в котором рыба подращивается до достижения товарной массы. Прошлым летом в садки было выпущено 11 тысяч мальков.

До запуска фермы много времени ушло на подготовку. Приглашённые эксперты проводили лабораторные исследования воды, прежде чем дать добро: главное условие технологического процесса выращивания форели — сохранение качества природных вод.

Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Сейчас на озере обустроена линия из четырёх садков — это замкнутая платформа с расположенной внутри сетью. Посадочный материал доставляли с Собского рыбоводного завода. Рыба хорошо акклиматизировалась. Аппетит отменный — питается она по пять-шесть раз в день.

– Форель — ценный вид рыбы, — рассказывает Александр Бородин. — Она очень нежная, требует серьёзного ухода. Но главное для неё — погода. Она не любит тепло, лучше всего чувствует себя при 17–18 градусах.

По словам фермера, обязательно нужно следить и за уровнем кислорода: если он окажется слишком низким, рыба станет малоподвижной и будет меньше питаться. Для этого закупили аэраторы, измерители кислорода, садки.

Предприниматель отметил, что давно задумывался о выращивании рыбы. Сначала — об осетровых. Однако растут такие виды долго, и работать с ними тяжело.

– Поэтому остановились на форели. Округ помогает: выделяет деньги на корм, компенсирует часть затрат на посадочный материал. Корм закупаем отечественный в Белгороде, бывает, и в Казахстане, — поясняет Александр Бородин.

В этом году двухсотграммовых мальков выпустили в водоём в конце мая. Отлавливают их в последних числах октября, когда вес достигает килограмма. Глубокой переработкой мини-ферма пока не занимается.

– Реализуем в свежем виде в Надым, Салехард. Сотрудничаем с компанией по переработке, — говорит предприниматель. — В самом крестьянско-фермерском хозяйстве работает двадцать человек плюс сезонники, на форелевой ферме — трое. Помимо этого, занимаемся рыбодобычей в зимний и летний период.

Михаил Быстров. Фото: предоставлено Данилом Хусаиновым
Михаил Быстров. Фото: предоставлено Данилом Хусаиновым

Михаил Быстров: «За время экспериментов по выращиванию форели мы поменяли три участка, но на тех озёрах ничего не получилось. Подключали науку. У нас тундровая зона — очень много торфа, вода кислая в водоёмах, несмотря на то, что идеально чистая и прозрачная.

В итоге выбрали четвёртый. Участок нашли совершенно случайно: научные руководители перепутали место изучения и заехали на старый водоём площадью 100 гектаров. Он оказался идеальным».


Как охотовед стал форель разводить

Сельскохозяйственная община Харампуровская в Пуровском районе — первое на Ямале хозяйство, которое ещё в 2014 году получило в долгосрочную аренду озеро Туйто и занялось аквакультурой. Радужную форель местные фермеры выращивают с 2018 года.

Зимой молодь содержится в бассейнах, а летом её переводят на озеро в садковые линии. О том, как начинался форелевый бизнес, рассказал Михаил Быстров, директор МКУ «Управление по развитию АПК Пуровского района». За производство он болеет всей душой. Признаётся: водоём, который идеально подходил бы для разведения рыб, искали очень долго.

Сельскохозяйственная община Харампуровская. Фото: предоставлено Данилом Хусаиновым
Сельскохозяйственная община Харампуровская. Фото: предоставлено Данилом Хусаиновым

В 2018 году завезли первую партию форели. И всё получилось! На следующий год полностью переехали туда, в том числе и с сиговыми. Стала получаться инкубация икры. Мальков разводили самостоятельно.

– Если говорить про землеотвод — то это не совсем водоём, но нас это больше устраивает. Земельный участок отвели под аквакультуру благодаря департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа. Сейчас в водоёме разводится 12 тонн форели. Форелеводство — не основное направление нашего хозяйства. Мы занимаемся созданием маточных стад сиговых, — уточняет Михаил Быстров.

Он также отметил, что сотрудников в их хозяйстве немного, но с ними крупно повезло.

– Парень из Кировской области приехал на север по другому направлению. Он не рыбовод, работал в МЧС. Да и я, собственно, тоже по образованию охотовед, биолог, — рассказывает Михаил Алексеевич. — Ещё один коллега Александр Девятериков, директор сельскохозяйственной общины Харампуровская, параллельно этим делом занимался. Мы вовремя включились, читали литературу, очень помогли научные сотрудники. Захватило нас это дело. Было много экспериментов, в том числе неудачных — гибла личинка на начальном этапе. Но мы ребята упёртые. В итоге — два охотоведа и эмчеэсовец разработали методы эффективного разведения форели в северных водоёмах.

Фото: предоставлено Данилом Хусаиновым
Фото: предоставлено Данилом Хусаиновым

По словам собеседника, расходы окупаются быстро. Труднее всего на старте: сложно и дорого с приобретением икры, садков, инкубационного оборудования, работа — в жёстких северных условиях.

– Здесь не получится как в южных регионах, — говорит Михаил. — Но результат стоит вложений. Хорошо помогает окружной департамент агропромышленного комплекса. Есть возмещение на корма и посадочный материал. На нас выходят нефтегазовые предприятия с предложениями о заключении контракта.

Главный секрет успеха — горящие глаза и желание, считает Михаил Алексеевич и готов дать подсказки начинающим предпринимателям.

– В прошлом году продали четыре-пять тонн форели, — говорит он. — Внутренний рынок привлекательнее, потому что продукцию мы можем привезти прямо на столы ямальцев. Нам приходится конкурировать с более дешёвой форелью из Киргизии, Челябинской области. Но мы можем предложить покупателям исключительно свежую рыбу.


Предприятия, планирующие создать форелевые фермы или развивать уже существующий бизнес в этом направлении, могут получить грантовую поддержку от округа. Кроме того, компенсируются до 50 процентов затрат на приобретение молоди для выпуска в водоёмы и последующего выращивания, а также до 70 процентов расходов на корм для рыб.


Текст: Виктория Пырирко

Журнал «Ямальский меридиан», № 12, 2023 г.


1

0

0

0

0

0



обновлено: 08:13, 09 января 2024

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Рыба, Производство, Продовольствие, Фермеры, Предприниматели, Бизнес, АПК, История Ямала