0°C
Салехард

Российский блендер перехватит на месторождениях управление импортной техникой

«Западные санкции посадили нефтегазовый «флот» русских на мель», «Триста газпромовских «флагманов» вышли из подчинения», «Объемы добычи ямальского газа и нефти стремительно сокращаются» — о таких заголовках нынче мечтают многие западные политики.


Они прекрасно понимают, что при полном отсутствии гвоздей, никакое, даже самое усиленное производство досок не поможет построить забор — это образно выражаясь.

Санкции выбивают слабые звенья

Еще на заре санкционной войны стало очевидно — западные «коллеги» обязательно ударят по нефтегазовому комплексу страны — самому импортонасыщенному. Одно из уязвимых мест российского ТЭК — флот ГРП. Технологии гидроразрывов пластов применяются почти в каждой второй скважине. Это позволяет не только увеличивать производительность рентабельных, но и реанимировать иссякающие. Флот ГРП — это комплекс, состоящий из нескольких специализированных машин с агрегатами. Главный из них — флагман флота — блендер, смесительная установка, которая управляет всеми вспомогательными, соединяет поступающие смеси и подает их в скважину.

Проблема в том, что почти вся техника, задействованная на осуществлении гидроразрывов пластов, а в первую очередь смесительные установки — иностранная. А значит — запчасти импортные, не наш ремонт, и главное — чужое программное обеспечение, поддерживающее работу всего комплекса. Сегодня на российских месторождениях эксплуатируются примерно триста таких блендеров — тех самых «гвоздей», без которых невозможна эксплуатация всей системы ГРП. В обозримом будущем, с учетом экстремальных условий работы, они начнут выходить из строя. Отечественных аналогов до поры до времени не было, как и времени на раскачку.

Курганский флагман управляет иноземным флотом

За сложный проект взялся Курганский завод дорожных машин. Специализация предприятия — производство дорожно-уборочной и иной спецтехники, но дело мастера боится. Тем более, что заводу во время войны приходилось и минометы выпускать.

Директор направления нефтяной промышленности АО «Кургандормаш» Александр Городских в беседе с «Красным Севером» отметил:

Александр Городских: Мы не копировали, а сразу делали лучше западных аналогов. Машину очень ждут на месторождениях. Фото: Иван Бычков
Александр Городских: Мы не копировали, а сразу делали лучше западных аналогов. Машину очень ждут на месторождениях. Фото: Иван Бычков

– Ранее в рамках импортозамещения мы освоили производство центробежных насосов, аналогичных американским, а сейчас готовимся к выпуску гидравлических. Блендер был задуман еще в 2014 году, но тогда для его создания у нас не было необходимых технических и материальных ресурсов… Над смесительной установкой работаем с 2019 года. Скоро она отправится на месторождение для прохождения заводских испытаний. В нефтегазовой отрасли ее давно ждут. Уникальность разработки в собственном программном обеспечении, которое позволяет внедрить его в любой импортный флот и перехватить управление над ним. Этим мы сохраним в строю остальную пригодную к работе технику. Кроме того, наша машина заменяет сразу две импортных — собственно смесительную и химических добавок. Почти все агрегаты отечественного производства, чем решается основная задача — максимальная локализация выпуска составляющих на территории страны.

В комплектацию смесительной установки входят узлы и агрегаты более десяти российских фирм. Была проблема с сименсовскими контроллерами. Пока их заместили китайскими, но Роскосмос уже пообещал лучший вариант — пермский АМРОН, выпускаемый для луноходов. Что подходит для Луны, подойдет и для Крайнего Севера.

И автошасси — как у Панциря-С

Курганский блендер уникален по множеству параметров. Его габариты позволяют машине передвигаться по дорогам общего пользования без дополнительных согласований и сопровождения ГИБДД — в прошлом году при перегоне из Кургана до Санкт-Петербурга и обратно не было получено ни штрафов, ни замечаний. Только на простоте транспортировки нефтегазовые предприятия сэкономят сотни миллионов рублей.

Все агрегаты блендера дублированы, а основные, в том числе контейнеры с химреагентами — отапливаемые, что позволяет эксплуатировать установку в экстремальных условиях Арктического региона. Плюс — свое уникальное программное обеспечение, подходящее ко всем импортным машинам с неограниченным сроком использования. Установкой способен управлять один оператор с соответствующей подготовкой. А ведь в ней одних электропроводов больше 30 километров!

Машина своим ходом добралась до Санкт-Петербурга и обратно. Готовность к заводским испытаниям — полная. Фото: Иван Бычков
Машина своим ходом добралась до Санкт-Петербурга и обратно. Готовность к заводским испытаниям — полная. Фото: Иван Бычков

Не боится курганский блендер и бездорожья. Автошасси КамАЗа, способное таскать на себе Панцирь-С, протащит по грязи и гражданскую установку.

Пока завод способен выпускать пять машин в год. Этого, конечно, мало.

– Планы по дальнейшему импортозамещению техники в сфере ТЭК у нас имеются — пояснил Александр Городских — На отраслевом совещании с нефтяниками и газовиками мы определили список узлов и агрегатов, которые необходимо заменить на отечественные аналоги в ближайшие два года.

Так что работы заводчанам на ближайшую перспективу более чем достаточно. Главная проблема — расширение производственных мощностей. Недавно переехали из центра Кургана, разросшись при этом в три раза, но площадей уже не хватает. Срочно нужны новые цеха. Ведь сколько дел впереди!


Текст: Иван Бычков


1

0

0

0

0

0



Темы

Импортозамещение