КМНС
Малица против шубы – поединок, выигранный вчистую
Если внимательно читать дневники первых исследователей Арктики, то нетрудно заметить, что они сталкивались с двумя основными проблемами: скудная еда и негодная одежда. Методом проб и ошибок, порой ценой человеческих жизней они сделали вывод: лучше всего в этих вопросах полагаться на опыт коренных народов Севера.
Время для чтения ~ 11 минут
Традиции номадов, так до революции называли кочевников, в том числе и ямальских оленеводов, — это не просто набор каких-то правил, а способы выживания, которые прошли проверку в суровом климате. Ещё в 18 веке писали о том, что зимняя одежда северных народов лучше приспособлена к арктическим условиям, чем шубы и тулупы жителей средней полосы России. Только не все к этому прислушивались, думая, что малицы или ягушки неудобны в носке, а некоторые представительницы прекрасного пола добавляли, что, несмотря на орнамент, они ещё и некрасивы…
Как москвич пимы примерял
Одним из первых, кто с восхищением описал одежду ямальских кочевников, был исследователь культуры народов Севера Виктор Бартенев. Его сослали в Обдорск (сейчас Салехард) в 1891 году из-за революционной деятельности. Он «вёл себя безукоризненно», написано в полицейском отчёте. Других ссыльных не было, поэтому Виктора Викторовича никто не отвлекал досужими разговорами, и он всё своё время посвящал наблюдениям за жизнью местных жителей:
«Какая разница между обдорскими детьми, которые зимой целые дни проводят на свежем воздухе, играя и резвясь, как снегири, и, например, петербургскими, которые, закутанные в невозможный «цивилизованный» костюм, изображают из себя каких-то неповоротливых маленьких истуканов… Всё это стесняет ребёнка, мешает ему свободно играть, резвиться и, в конце концов, не всегда предохраняет от простуды, а иногда даже способствует ей. Вот тут малица была бы чистым спасением. Нисколько не стесняя движений, малица в то же время предоставляет непроницаемую для холода и ветра оболочку…» (Бартенев В.В. «На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края», Санкт-Петербург, 1896 г.).
Позже исследователь узнал, что такие зимние вещи могут быть пригодными только в Сибири. У взрослых оленей нет подшёрстка, но, чтобы пережить суровую полярную зиму, природа наградила их волосом, который имеет трубчатое строение, то есть внутри он полый. Эта «воздушная прослойка» создаёт отличную теплоизоляцию. Из минусов — шерсть очень ломкая, впитывает воду, поэтому вещи из неё при плохом уходе быстро портятся. Вот почему оленеводы, прежде чем положить малицу, ягушку, пимы или бурки в чуме, обязательно отряхивают их от снега.
Поняв, что одежда из шкуры оленя в других регионах долго не прослужит, Бартенев отметил в дневнике: «могла бы употребляться только как зимний костюм для детей» (Бартенев В.В. «На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края», Санкт-Петербург, 1896 г.).
Виктор Викторович все четыре года, что прожил в Обдорске, носил малицу. Он отмечал, что она «довольно легка, нисколько не стесняет движений и прекрасно защищает от холода, особенно если её подпоясать» (Бартенев В.В. «На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края», Санкт-Петербург, 1896 г.).
Однажды исследователь решил покататься с обдорянами с горки. На улице было минус 45 градусов: «Мне сперва казалось, что при таком страшном морозе ка¬кое уж катание? Но потом я соблазнился и побежал с санками к толпе. Оказалось, что ничего, можно: малица и пимы прекрасно защищали от холода, и не прошло и получаса, как я уже немного даже вспотел» (Бартенев В.В. «На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края», Санкт-Петербург, 1896 г.).
Были случаи: малица спасала тундровиков, когда они тонули. Из-за своеобразной формы внутри этой одежды накапливается воздух и получается своеобразный воздушный пузырь, который может некоторое время удерживать человека на плаву. В дореволюционном журнале «Православный Благовестник» выходила статья о мальчике, провалившемся в полынью и спасшемся благодаря малице.
Многие, кто тогда побывал на Севере, вспоминали, что малицу носили мужчины и женщины, кочевники и приезжие. Она скрывала всё тело, а капюшон — голову, только «по походке можно отличить, какого пола человек идёт».
Из следующих слов Бартенева становится понятно, почему некоторые путешественники описывали кочевников не самым привлекательным образом, особенно когда те поверх малицы надевали «гусь» — верхнюю одежду, сшитую мехом наружу. В таком виде издалека человека можно было принять за медведя, и это очень пугало.
Мех у северян всегда в моде
Помню, как сам в первый раз надел малицу. Учился я тогда в одной из ямальских поселковых школ. Пока натягивал её на себя, оленья шерсть попала и в нос, и в рот. Я начал чихать, а одноклассники — дети оленеводов засмеялись и стали давать советы.
Я быстро оценил все преимущества малицы перед шубой. Легко, тепло. Есть капюшон, пояс, рукавицы пришиты. Всё функционально, сказали бы сейчас. Только на ногах моих были валенки. Хотел бы на себя такого посмотреть со стороны!
Традиции пошива одежды у северных народов сохранились до наших дней.
Женская малица по крою напоминает мужскую. Рукавички к ней пришивают таким образом, что получается единое целое с рукавами, остаётся лишь небольшое отверстие, чтобы можно было высунуть руку. Иногда заботливые мамы и бабушки пришивают к внутренней стороне рукавов колокольчики. Когда ребёнок играет на улице, родители легко могут определить, где находится малыш.
Летнюю одежду изготавливают из замши — кожи оленя без ворса, зимнюю — из оленьего меха. Обязательный атрибут — пояс из сукна, украшенный бисером.
Девочкам шьют шапку-капор, которую оторачивают мехом песца и украшают орнаментом. Сзади пришивают ремешки или цепочки, на них подвешивают металлические украшения или колокольчики.
Для шитья одежды и обуви используют нитки, изготовленные из оленьих сухожилий, они прочнее фабричных. Чтобы одежда была теплее, делают как можно меньше швов, а для плотности между кусками меха прокладывают узкую полоску сукна или длинный волос с шеи оленя. Меховую одежду не стирают, только время от времени вымораживают и выхлопывают.
У коренных народов Севера орнамент на одежде значит многое — связь с духами земли, неба, животных. По орнаменту определяют национальность: ненец, ханты, зырянин, манси, селькуп и так далее.
Зимнюю одежду северных народов сегодня носят и охотники, и любители арктических путешествий, ведь многие современные материалы не выдерживают конкуренции с натуральным мехом.
Не гуляй в пальто по тундре
При Советской власти учёные и чиновники предлагали ямальским оленеводам современную одежду, сшитую на фабриках: пальто, шубы, полушубки. Они даже пытались доказать, что она лучше традиционной. Однако у номадов это нововведение не прижилось. Хотя детей в интернатах одевали в фабричное. Маленьким тундровикам эта одежда казалась неудобной и холодной. Помню, что почти каждый год из поселкового интернета бежали дети. Узнав, что родители кочуют где-то рядом, они устремлялись в родное стойбище. Не все доходили. Кого-то успевали перехватить, кто-то погибал — были случаи переохлаждения. Сейчас я уверен, тогдашняя городская одежда не была приспособлена к суровой северной зиме, особенно в тундре, и если бы ребятишки уходили в малице, то ничего бы с ними не случилось. Об этом же тогда между собой негромко говорили взрослые.
А вот летняя «городская» одежда в тундре прижилась. Правда, когда я вижу тундровика в обычной куртке, а не в летней малице, возникает чувство когнитивного диссонанса. Человек посреди тундры, но не в национальной одежде — как так?
Кстати, горожане тоже кое-что переняли у представителей коренных народов. На ногах северян зимой можно увидеть бурки, сшитые из оленьей шкуры. Вернее, из лапы или лба оленя. До сих пор друзья с Большой земли просят привезти им такую обувку. Её тепло и мягкость особенно ценят пожилые люди. Промолчу, как коты на такие тапочки реагируют. Ещё их любит моль. Так что, решив подарить кому-нибудь бурки из оленьей шкуры, тут же вручайте список рекомендаций.
Текст: Владимир Долгих
Журнал «Северяне», № 3, 2022 г.