обновлено: 06:55, 21 сентября 2023
Культура
Айна: «Под мои песни танцуют, творят и мастерят»
Ксения Кручинина из Красноярска, известная как Айна, — настоящий самородок, обладательница уникального северного голоса. Тонкий, нежный, он словно отражает чистоту первозданной природы. Девушка исполняет свои песни под звуки старинных инструментов, которые переплетаются с современными ритмами и будто погружают слушателя в транс.
Время для чтения ~ 9 минут
Подражая оленю
– Айна, что означает ваше имя?
– Имя Айна с эвенкийского языка переводится как «спасительница». Ещё у эвенков есть женский дух Айн-Майн, она держит в руках судьбы людей.
– Как можно охарактеризовать направление в вокале, в котором вы работаете?
– Северное горловое пение отличается техникой и его лучше назвать «гортанным» пением. Это стремление подражать звукам северного оленя. Для того чтобы овладеть им, необходимо расслабиться и не напрягать диафрагму. Гортанью я создаю «искусственный хрип» и плавно подаю воздух из лёгких.
– В музыкальном сопровождении ваших песен слышатся совершенно непостижимые звуки. Что это за сказочные инструменты?
– Ассоциация с северной родной музыкой у меня началась с варгана. Этот инструмент объединяет множество народов и носит разные названия. Когда его слышат люди, то они начинают танцевать и улыбаться. Мне легко далось его освоение. Показали один раз, как на нём играть, я повторила.
Также мы использовали настоящий шаманский бубен. Мастер рассказала, что с его помощью можно изменять погоду, она регулярно следит за его состоянием и иногда «кормит», чтобы он продолжал исправно служить. А в мастерской «Звериные обереги» нам изготовили инструмент «копыта лося». Звучание чем-то напоминают испанские кастаньеты. С их помощью раньше звали оленей домой. В некоторых песнях можно услышать дарбуку, привезённую из Турции нашим звукорежиссёром. Остальные инструменты современные — это электрогитара и синтезаторы.
Девушка покоряет публику не только своим творчеством, но и привлекательной внешностью: в 2019 году она завоевала титул вице-мисс в Межнациональном конкурсе красоты «Азия-Сибирь».
Добрые знаки судьбы
– В ваших песнях серьёзная смысловая нагрузка, многослойность: они будто про простоту и красоту жизни, но в то же время и про законы мироздания. Кто автор стихов? Или всё из народной культуры?
– Почти все тексты берут своё начало из народных песен, кроме одной. Песня «Эхо» полностью авторская. У неё, кстати, интересная история рождения.
Наш саунд-продюсер Артемий Новосёлов часто вдохновляется природой заповедника «Столбы», что в Красноярском крае. Однажды он отправился с друзьями встречать рассвет. Возвращаясь, увидел разбитое стекло в машине — украли сумку, а там — микрофон. Но красота природы была сильнее утраты, и он написал текст и мелодию к песне под рабочим названием «Окно».
Прошло полгода. И во время записи именно этой песни звукорежиссёр привезла в студию микрофон, который выиграла в конкурсе. Он был дороже потерянного в несколько раз. Я думаю, это добрый знак судьбы.
– Кто эти люди, причастные к вашему творчеству?
– Меня поддерживает моя команда, все мы работаем как одна большая семья. В проект Aina меня пригласила звукорежиссёр Элина Канзычакова, нас свела случайная встреча, с тех пор мы работаем вместе. Она — наша полярная звезда, соавтор проекта, исполнительный продюсер, менеджер и организатор.
Проекту Aina всего пятый месяц, а уже выпущен альбом. Кроме того, в мае состоялся сольный концерт Айны. Исполнительница признаётся, если её пригласят выступить на Ямале, она с удовольствием приедет.
Мы рады, что можем делиться информацией о древних традициях и распространять её по всему миру. Организовано всё, как говорится, на общественных началах. Например, для песни «Олломимни» Гриша Зеленко записал фанковый бас, Полина Шунтикова — наставник по вокалу, Глеб Горлов играет на барабанах, Анастасия Богуцкая и Анастасия Русина — авторы фотографий в социальных сетях. Наши нити судеб тесно переплетаются с миром вокруг. Творческий проект помог объединиться и подружиться с множеством абсолютно разных людей.
– А что можете сказать о себе? Что любите в жизни, цените в людях?
– Живу в Красноярске, свою жизнь полностью посвящаю музыкальному искусству. Увлекаюсь бисерной вышивкой, недавно смастерила себе эвенкийский комплект украшений. Также очень люблю рисовать. В людях ценю искренность, когда человек не прячет свои эмоции за маской.
– Что означает ваш логотип? Наверняка он тоже не случаен и несёт важную информацию?
– Его выполнила художница Элина Гусарова, в символе зашифровано слово Aina. Также в нём можно увидеть лапки птицы гагары. Это священный символ эвенков. Согласно древней легенде, после большого потопа она нырнула в глубину на три дня и три ночи, достала кусочек земли и восстановила сушу.
Лапки на логотипе две, и они скрещены — это символ совмещения народного творчества и современных аранжировок.
А общая картина складывается в изображение, напоминающее Полярную звезду, в честь которой был назван дебютный альбом Northstar.
Первобытные ритмы и зов древней крови
– Вы словно попали в волну времени: намечается тренд на произведения с простыми словами и большим смыслом. Люди переходят на естественность и определённые частоты и в музыке, и в ритме жизни.
– Одно знаю точно: сохраняя традиции, мы уверенно смотрим в будущее. Самобытность коренных народов нашей страны растёт и распространяется, каждый из них хранит великую мудрость. Вот и я очень хотела бы донести в своём творчестве мудрость древнего эвенкийского народа. Яркий пример — песня Yoharyo, на которую мы уже выпустили клип. В ней поётся о знатной женщине, которая искала смысл жизни и нашла его в очаге своего дома, в простоте жизни.
– А как полагаете, ваше исполнение как-то энергетически влияет на слушателей?
– Я обратила внимание, что моя музыка способна вдохновлять людей. Многие записывают видео, как они танцуют, творят и мастерят под мои песни. Это чудесно!
После первого концерта я получила множество отзывов. Многие почувствовали дух эвенкийской природы от песни «Тунгуска». Первобытные ритмы подсознательно помогали им расслабиться и раскрепоститься. Живя в городе, сложно сохранять связь с природой, но я верю, что каждый, послушав мои песни, вспоминает о ней.
Айна входит в ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, ранее была членом молодёжного совета КМНС, Сибири и Дальнего Востока РФ.
– Как вы ощущаете, у вас есть связь с родом? Чувствуете его поддержку?
– Честно говоря, я не планировала посвящать свою жизнь эвенкийской культуре, но корни взяли своё: я начала заниматься народными танцами в двенадцать лет, затем увлеклась вокалом. Это то, что делает меня собой. Когда я отстранялась от родной культуры и традиций, то чувствовала себя не на своём месте. Причём настолько, что у меня в делах и работе ничего не получалось.
Во мне течёт древняя кровь эвенков, история которых уходит в глубокое прошлое. Сейчас я владею большим объёмом информации о своём роде, о предках, которые были отменными оленеводами и хорошо знали своё ремесло. И горжусь ими. Я верю: они, глядя на то, что я делаю, улыбаются и поддерживают меня.
Текст: Ирэна Тетеревникова
Журнал «Ямальский меридиан», № 8, 2023 г.