Культура
Дачные чтения. Крушение идеалов, новые люди и водные процедуры
Пусть только со второго месяца, но лето все-таки пришло на Ямал. Погода радует и велит как можно больше быть на свежем воздухе, поэтому в сегодняшнем обзоре мы расскажем о коротких романах, прочесть которые можно за одни дачные выходные или за пару походов в ближайший парк.
Время для чтения ~ 9 минут
Чинуа Ачебе. «Покоя больше нет».
Чинуа Ачебе — классик нигерийской литературы. Он родился в Огиди, в африканской британской колонии, и тема влияния колониалистов на африканское общество будет центральной в его творчестве. Чинуа — сын новообращённых протестантов, его отец работал учителем в школе и ратовал за то, что дети должны получать высшее образование. Ачебе закончил нигерийский автономный филиал Лондонского университет, он изучал английскую филологию, историю и теологию. Расцвет литературного творчества Ачебе пришелся на шестидесятые годы прошлого века, а с конца восьмидесятых автор перестал публиковать художественные произведения, переключившись на критику и преподавание.
В семидесятые годы Ачебе переехал в США, где практически до самой смерти преподавал в колледжах и университетах. Автор был удостоен множества литературных премий и наград, престижнейшую из них — Международного Букера — Ачебе вручили в 2007 году.
«Покоя больше нет» — небольшой роман, буквально на один вечер. События в нём развиваются стремительно, при этом автору хватает пространства и для того, чтобы развернуть картину социального устройства африканской британской колонии, и для того, чтобы показать развитие личности главного героя. Точнее — падение героя в бездну.
Молодой человек Оби Оконкво сидит на скамье подсудимых, его обвиняют во взяточничестве. Так начинается роман, в котором Ачебе рисует путь Оби от горячего непримиримого идеалиста, намеренного бороться с коррупцией в родной Нигерии, до человека, мечущегося между традицией и законом и в панике делающего неверный выбор. Оби — единственный сын в семье уважаемого в деревне пастора. Мальчик всегда хорошо учился, поэтому, когда совету деревни нужно решить, на чьё обучение в университете будут отданы общие деньги, все голосуют за Оби. И парень долгое время оправдывал ожидания старейшин — достойно учился, получил диплом и поступил на государственную службу. Дело происходит в пятидесятые годы, когда Нигерия ещё оставалась британской колонией, Оби мечтает, что его народ вскоре сможет освободиться от влияния чужаков и начнёт самостоятельно и мудро управлять родными землями. Молодой чиновник уверен, что всё дурное на его земле от пришлых белых, в этом довольно скоро ему предстоит усомниться…
«Покоя больше нет» — входит в «Африканскую трилогию», если вам понравится этот роман, обратите внимание и на другие книги цикла: «Стрела бога» и «Всё рушится».
2022 год
384 страницы (сборник)
Перевод Екатерины Шукшиной.
Режис Мессак. «Иесинанепси».
Режис Мессак — французский писатель, поэт, эссеист и переводчик, который в России пока не всем известен, хотя наследие его велико и ценно. Он
родился в 1893 году, был ранен в Первую мировую, преподавал, пропагандировал новые для своего времени литературные жанры детектива и научной фантастики, исследовал утопии и антиутопии, участвовал в Сопротивлении и был отправлен в концлагерь Дора-Миттельбау, где в 1945 году и обрывается его биография. В своём творчестве Мессак исследовал природу зла и тягу человека к разрушениям и войнам, при этом писатель был очень смел не только в содержании своих романов, но и в их форме. «Иесинанепси» написан в традиции постапокалипсиса, когда ещё и традиция эта не сформировалась.
«Иесинанепси» — личный дневник, журнал наблюдений за подопытными и хроники альтернативного развития мировой войны (где-то между первой и второй). Жерар Дюморье, рассказчик, — молодой гувернёр, на его попечении два юных лорда, одному из которых диагностируют туберкулёз. Мальчику рекомендован отдых в живописной французской местности. Так Жерар и оба его воспитанника оказываются в Лозере, в гостинице «Ангел-хранитель», где уже отдыхает группа детей. С этими ребятами и их проводником Жерар и мальчишки идут осматривать ближайшую достопримечательность — пещеру, состоящую из нескольких залов.
Пока группа движется к пещерам, в мире происходит большой конфликт (Мессак весьма достоверно описывает все политические перипетии и одно научное открытие), ведущий к апокалипсису. А наши герои оказываются в пещерном убежище. Когда туман катастрофы развеялся, Жерар вышел из пещеры и понял, что прежнего мира больше нет, а человечество, скорее всего, представлено девятью детьми и собственно Жераром.
Молодому человеку представилась редкая возможность стать демиургом новой цивилизации, привить юнцам любые социальные нормы. Но Жерар в такой глубокой депрессии, что ему хватает сил только на наблюдение. Которое, вскоре приводит его в ещё большее отчаяние.
Оказалось, «новые люди», буквально очищенные от культурной пыли и нравственного напыления, в первую очередь «изобретают» три вещи: язык — уродливый, простой, функциональный; религию — ритуальное повторение действий, за которыми однажды последовала награда; и войну, конечно же. При этом последнюю новые человеки придумывают не столько в борьбе за ресурс, а из тщеславия и ревности.
«Иесинанепси» — пугающий роман, полемизирующий с теорией о «благородном дикаре».
2023 год
130 страниц (в составе сборника)
Перевод Валерия Кислова.
Джули Оцука. «Пловцы».
Джули Оцука — американская писательница японского происхождения, она родилась и выросла в Штатах, окончила Йель и планировала связать свою жизнь с изобразительным искусством. Однако во время обучения в магистратуре Колумбийского университета, выполняя ученическое задание по писательскому мастерству, Джули написала первую главу будущего романа. С тех пор, автор регулярно публикует книги, которые получают всевозможные награды и премии.
«Пловцы» — третий роман Оцуки, переведённый на русский язык, с и первого взгляда он кажется самым бессобытийным из всех. Но смыслов в «Пловцах» столько, что хватило бы не на одну монографию. В центре сюжета — общественный бассейн и его посетители. Рассказ ведётся буквально от некоего коллективного голоса, некоего «мы», в котором есть и общность, и уникальность отдельно взятого персонажа. В первой части мы узнаём то немного, что вообще-то можем узнать о человеке в бассейне: какие на нём купальник или плавки, какую дорожку он выбирает (для тех, кто плавает в быстром, медленном или среднем темпе), в какой день недели и время дня предпочитает приходить на сеанс, каким стилем плывёт. Эти характеристики у каждого свои, но есть нечто общее. Бассейн для них — тихая гавань, константа в бурном мире, каждый из пловцов знает, что придёт плавать, даже если мир рушится. Но рушиться начинает сам бассейн, на его дне обнаружена трещина. Грядёт ремонт. На время реконструкции спортивный объект закрывают, и у его посетителей, можно сказать, земля, то есть вода, уходит из-под ног. Особенно, у Элис.
Элис — пожилая посетительница бассейна, которая уже несколько лет страдает от ранней деменции. Женщина постепенно, но довольно быстро, теряет память (и, конечно, забывает о том, что бассейн закрыт на долгий ремонт). Драматичная история Элис, трагедия её семьи, ужас потери собственной личности, попытки сохранить в памяти хоть что-то и принятие близкими факта необратимости изменений в сознании родного человека — ключевые темы второй части «Пловцов».
Повествование, которое долгое время кажется тёплой, почти не движимой водой, в один момент обращается опасной воронкой, выбраться из которой без душевных травм почти невозможно.
2023 год
224 страницы
Перевод Евгении Макаровой.