обновлено: 08:56, 29 октября 2023
Культура
Говорят женщины. Рассказы о молодых и немного магии
Говорить об особенностях современной русскоязычной литературы — дело профессионалов, а вот некоторые изменения на книжном рынке последнего десятилетия может заметить любой внимательный читатель. Одна из ярких тенденций — значительное увеличение книг, написанных женщинами, вторая — интерес издателей к рассказам. Мы учли обе тенденции и в сегодняшнем обзоре расскажем об авторских сборниках малой прозы, написанных женщинами.
Время для чтения ~ 7 минут
Марго Гритт. «Вторжение».
Марго Гритт — российская писательница, режиссёр, финалистка литературной премии «Дебют». Произведения Гритт были опубликованы в сборнике рассказов «Дружба», в литературных журналах «Незнание» и «Пашня». «Вторжение» — первый авторский сборник Марго Гритт, он включает в себя повесть «Чертово колесо» и тринадцать рассказов. Какие-то совсем коротенькие, страниц на пять-семь, другие — внушительные, полновесные.
Независимо от объёма произведения, Гритт успевает раскрыть характер персонажа, рассказать читателю историю. Преимущественно — печальную.
Герои рассказов — наши современники, девушки и парни, молодые женщины и мужчины, взрослевшие по некоторым признакам в девяностые, на MTV-шных клипах, иностранных сериалах и российском лёгоньком роке... Почти все эти герои склада вовсе не героического: тонко чувствуют, наивно мечтают и ранятся о несовершенный мир. Девушка, не готовая к беременности, воспринимает младенца, как пришельца, вторгшегося сначала в её тело, а потом и в повседневность. Этот ребёнок не позволяет жить, как раньше, меняет взгляд героини и на себя, и на мир, а все вокруг ведут себя так, будто всё идёт по плану. В жизнь персонажа другого рассказа, совсем ещё малышки, вторгается сводная сестра: маленькая и беззащитная, но чужая и опасная. А в мир другой девочки вторгается бабушкина вера, в которой Бог — всего лишь свод правил, а не живой Спаситель.
Кто-то из героев придумывает завиральные сказки о собственной матери, чтобы спастись от жестокой реальности, кто-то сталкивается с нелицеприятной правдой о любимом дедушке.
Все истории во «Вторжении» реалистичны и узнаваемы, впечатлительному читателю от этого может стать грустно и тоскливо. Но читателя, не отрицающего проблем и ошибок, некоторые из текстов способны поддержать.
2023 год
320 страниц.
Евгения Некрасова. «Золотинка. Рассказы и поэмы о женщинах, медведях и магических существах».
Евгения Некрасова — соосновательница Школы литературных практик, финалистка премий «Большая книга», «Национальный бестселлер» и «НОС». По произведениям Некрасовой поставлено несколько спектаклей. Хотя, когда читаешь эти тексты, кажется, что перевести их в другой формат практически невозможно. Поэтическая проза Некрасовой — это, прежде всего, магия языка, в темпоритме её рассказов и поэм угадываются напевы Русского Севера и магические заговоры. И это всегда исключительно женские голоса. Женский голос, который, кажется, плетёт нить своей песни уже многие века. Проза Некрасовой — что-то новое и уникальное для русскоязычной литературы, но в это же время традиционное. Она соединяет современность и архаику, реальность и магию.
Журналистка, ведущая общественную кампанию против вырубки леса, незаметно для читателя, но гармонично и естественно, становится городской легендой, а потом и физическим воплощением этой легенды — бессмертной «Лешихой», стоящей на защите леса. Женщина, с юных лет не принимающая своей полноты и боящаяся скрытой в теле силы, в критический момент буквально закрывает собой любимого от смерти. И сама, наконец, по-настоящему рождается. Невеста, которая никак не может найти подходящего свадебного платья, вдруг понимает, что единственно верный костюм — национальная женская одежда с кикой, своеобразными рогами.
Все эти, кажущиеся сказочными, сюжеты построены вокруг женской повседневности. Они как будто растут из потребности современной женщины отделиться от стереотипа и зажить своей жизнью, заговорить на своём языке.
«Золотинка» — сборник рассказов для тех, кто не боится.
2023 год
288 страниц.
Анна Чухлебова. «Лёгкий способ завязать с сатанизмом».
Анна Чухлебова — писательница из Ростова-на-Дону, финалистка литературной премии «Лицей», номинант на премию «Национальный бестселлер», участница литературных резиденций АСПИР. Её рассказы с оттенками русской «южной готики» были опубликованы в различных журналах: от сетевых независимых до вполне себе мейнстримных, типа «Правил жизни». И вот теперь около двадцати произведений малой формы вышли сборником под названием «Лёгкий способ завязать с сатанизмом».
Скажем сразу, что никаких лёгких путей и способов герои Чухлебовой не ищут, а сатанизм в рассказах представлен не как мировоззрение или оккультно-религиозные практики, он периодически выскакивает на читателя элементами макабра.
Некоторые критики и читатели уже окрестили сборник «поколенческой прозой». Герои рассказов Чухлебовой действительно представляют одно поколение, нынешних околотридцатилетних, но вряд они — репрезентация всех россиян этого возраста.
Читателя писательница не щадит: тексты суровые и по сюжетам, и по языку. Но никто и не ждёт описания пушистых облаков и единорогов на лугу от выпускницы литературной мастерской Захара Прилепина. Персонажи рассказов живут на пересечении реального и мистического, к ним с посланиями приходят давным-давно умершие прабабки, а сами они покупают чёрного петуха и идут ночью на кладбище лечить проблемы с кровообращением.
Кажется, все они хотят избежать одиночества, но единственный известный им способ наладить коммуникацию — буквально привязать к себе человека. Все эти короткие мрачные истории оставляют после себя ощущение беспросветной тоски. Ясно, что в жизни этих молодых людей нет не только счастья, но и покоя с волей. Герои ищут свой путь, любовь и смысл жизни, а приходят в основном к бессоннице, промискуитету и членовредительству. Или нет?
«Лёгкий способ завязать с сатанизмом» — сборник не для уютного вечера, с этой книгой не расслабишься, но в качестве профилактики контактов с силами зла она почти незаменима.
2023 год
176 страниц.