Хроники нелюбви. Огонь ревности, тяжёлое наследство и романтический плен | «Красный Север»
0°C

Культура

Хроники нелюбви. Огонь ревности, тяжёлое наследство и романтический плен

Знает ли кто-то, что такое любовь? Вряд ли. У каждого свои представления об этом чувстве и о том, как оно должно проявляться в отношениях, свои мечты об идеальной романтической истории. Часто мечты эти не имеют ничего общего с реальностью. Возможно, поэтому книжный рынок предлагает произведения о любви на любой вкус: и такие, в которых лодка разбивается о быт, и те, в которых главные герои «жили долго и счастливо». В сегодняшнем обзоре — романы о далеко не эталонных сценариях отношений, но, увы, не редких.

Время для чтения ~ 9 минут


Юханна Фрид. «Нора, или Гори, Осло, гори»

Если попытаться рассказать об этой книге коротко, то это роман о девушке, которая страдает от внезапно проявившейся патологической ревности и от низкой квалификации гинекологов. И ещё немного от широкого распространения социальных сетей. Заинтересовались? Тогда — обо всём по порядку.

Юханна Фрид (не писательница, а её героиня — они полные тёзки) — молодая студентка, интеллектуалка, поэтесса. В самом начале книги она едет со своим возлюбленным Эмилем в соседнюю скандинавскую страну, чтобы познакомиться с его родителями и провести пару приятных дней в отчем доме парня. Накануне этой поездки, когда молодые люди паковали вещи, Эмиль отвлёкся, чтобы почитать газету. В какой-то момент он показал девушке статью в своём планшете, чем радикально изменил картину их взаимоотношений. Дело в том, что Юханна видит в углу монитора окошко мессенджера, а в нём — сообщение от бывшей девушки Эмиля. Там нет ничего оскорбительного или откровенного, парень клянётся, что их общение с Норой исключительно приятельское, признаётся Юханне в любви (чего от скандинавского мужчины можно ждать десятилетиями), говорит, что хочет быть только с ней, но… Что-то сломалось в голове героини. Или высветило поломку, которая раньше была хорошо спрятана. Ни одной минуты Юханна не может забыть о девушке, которая была в жизни Эмиля до неё. Она находит страничку мнимой соперницы в социальных сетях, узнаёт, с кем она дружит, какие мероприятия посещает, анализирует жизнь незнакомого человека, можно сказать, следит за каждым шагом Норы. И в какой-то момент начинает не только ревновать к ней своего парня, но и завидовать отношениям незнакомки с матерью.

Девушка постоянно сравнивает себя с бывшей пассией Эмиля, и в этих сравнениях проигрывает. И нос у неё картошкой, и фигура далека от идеала, и волосы недостаточно блондинистые. При этом ясно, что Юханна не гадкий утёнок, она не обделена вниманием, у неё есть друзья, да и в целом, жизнь не была к ней сурова. Девушка имеет возможность стажироваться в другой стране, её стихи публикуют, их даже хвалят некоторые критики. Эмиль держится за отношения с патологической ревнивицей, настаивает на семейной психотерапии. Но спасёт их в итоге не кабинет психолога, а гинекологическая операция. Не самый банальный поворот сюжета, но именно после него читатель может проникнуться доверием и сочувствием к этой странной капризной девчонке.

«Нора, или Гори, Осло, гори» — роман о внезапном падении человека в пропасть патологической ревности, не совместимой с любовью.

2021 год

208 страниц

Перевод: Екатерина Хохлова

Вера Богданова. «Сезон отравленных плодов»

Роман о так глубоко зарытых корнях нелюбви, что лучше в их сторону и не копать. А книгу без внимания оставлять не стоит.

Вера Богданова снова пишет о поколении тридцатилетних, но, если в романе «Павел Джан и прочие речные твари» была яркая антиутопическая линия, то в «Сезоне отравленных плодов» всё пугающе реалистично. Герои книги — молодые женщины и мужчина, которым выпало родиться и взрослеть в период, как сейчас принято говорить, турбулентности. Развал Советского Союза, локальные вооружённые конфликты, череда экономических кризисов, смена морально-нравственной парадигмы, секты, теракты, финансовые пирамиды…В это пёстрое время неурядиц многие взрослые забывали любить своих детей, и воспитание больше походило на передачу из рук в руки травмирующих установок: «ты должен быть настоящими мужиком», а «ты должна терпеть и подстраиваться». Примерно так и растут главные герои романа. Женя, родители которой ожидают от неё каких-то свершений, при этом не считают нужным хотя бы раз похвалить своего ребёнка, зато с удовольствием и без причины критикуют. Илья, на которого мать свалила ответственность за младшую сестру и свои неудачи в личной жизни. И Даша, сестра Ильи, которая с рождения видит родительские разборки и взрослеет с губительными представлениями о супружеских отношениях. Может ли кто-то из этих детей вырасти счастливым взрослым, умеющим любить? Кажется, нет. Но каждый из них ищет способ хоть немного уменьшить боль от столкновения с реальностью, оторваться от ядовитого семейного древа и стать тем яблочком, которому всё же удастся упасть подальше.

«Сезон отравленных плодов» — роман, способный разбередить рану передающейся из поколения в поколение нелюбви.

2022 год

354 страницы

Тора Хьерлейвсдоттир. «Магма»

Когда новелла вышла в Исландии, на родине писательницы, вокруг неё возникло много шума. Общественные дискуссии не прекращались несколько месяцев, в итоге «Магму» стали презентовать как обязательную к прочтению книгу. Российским читателям это чтение тоже не будет лишним, тем более Хьерлейвсдоттир не пишет о чём-то специфически исландском, не касающемся нас. Она говорит о вещи универсальной и, к сожалению, распространённой — абьюзе в романтических отношениях.

«Магма» — это двести страниц небольших, интимных заметок героини о её отношениях с мужчиной, имени которого мы так и не узнаем. Это и не важно, имя мучителя не играет роли, оно может быть любым. Здесь важна Лилья, девушка, влюбившаяся в, как ей кажется, самого красивого и умного мужчину и позволившая ему стать своим хозяином.

Поначалу Лилья предстаёт активной, живой, свободной девушкой. Она путешествует, заводит знакомства, проводит время с теми, кто ей нравится. Но постепенно, страница за страницей, героиня вязнет в зависимости от возлюбленного.

Тора описывает историю абьюза без лишней драматизации, её героиня не жалуется на партнёра, потому что долгое время сама не понимает, что происходит. Шаг за шагом мужчина Лильи пробивает её границы, чтобы «перепрошить» представления девушки о себе самой, отсекает контакты с друзьями и семьёй, манипулирует, демонстративно ревнует, при этом не остаётся верным, подогревает страх остаться одной, никому не нужной… И всё это не проговаривается в книге открытым текстом, ведь для Лильи отношения с мучителем продолжают быть желанными, хоть и болезненными.

Автор показывает героиню умной девушкой, которая сама не понимает, как попала в эту западню, почему стала зависимой от монстра, в какой момент позволила окончательно сломать свою волю? Не понимает, но пытается разобраться, чтобы вернуться к жизни.

«Магма» — чтение непростое и тревожное. Новелла способна вызвать слёзы и злость. Но это будет полезно, особенно молодым читателям. Чтобы и не стать жертвой, и не позволять себе пользоваться властью над любящим.

2022 год

160 страниц

Перевод Н. Столярова


7

0

0

2

0

0



Темы