Художник из Аксарки Дмитрий Скворцов: кость оживляющий | «Красный Север»
0°C

обновлено: 08:32, 29 июня 2023

Культура

Художник из Аксарки Дмитрий Скворцов: кость оживляющий

Материал сам подскажет, что из него получится, надо только присмотреться и прислушаться. Так считает художник из Аксарки Дмитрий Скворцов. А ещё он убеждён, что готовые композиции должны не просто радовать глаз, но заставлять задуматься.

Время для чтения ~ 8 минут


Ямал — главное вдохновение Дмитрия Скворцова. Это понятно уже из названий его работ: «Из племени Белого медведя», «Полярный волк», «Метель»… И даже «Возрождение» — это тоже про Север. Главный герой композиции — олень с золотыми рогами.

– Самая нижняя (чёрная) подставка — это космос, следующая подставка — весенняя тундра. Олень символизирует день, удлинение суток, у него большие огненные рога — это солнце. Олень из космоса прыгает на нашу землю, и у нас начинается весна, — поясняет Дмитрий.

Зубная «боль»

Композиция «Возрождение» выполнена из чёрного граба, стабилизированных бивня мамонта, лосиного рога и капа (нароста) клёна. Гармонично сочетать разные материалы — это настоящее искусство. Дмитрий достиг его, постоянно оттачивая свои навыки. На творческий путь он встал ещё в детстве: с резьбой по дереву и кости познакомил отец — мастер с большим стажем и талантом. Затем были уроки технологии в школе, учёба в Ямальском многопрофильном колледже. Сегодня Дмитрий работает в Окружном Доме ремёсел, где также руководит клубным формированием «Сорни най» («Золотое солнце»). На занятиях он показывает юным ямальцам, как обращаться с наждачной бумагой, бормашиной и шлифовальным станком, учит чувствовать материал.

– Если достаточно внимательно посмотреть на исходный материал, прислушаться к нему, то он сам подскажет, что из него можно вырезать. Так, причудливые формы рогов порой схожи с фигурой человека или зверя, — рассказывает мастер. — Вот так смотришь, а там уже почти готовая работа. Надо только внести какие-то коррективы, и всё — изделие готово.

Композиция «Возрождение» — из тех, что заставляют задуматься. Фото: Винера Жуминова / «Ямал-Медиа»
Композиция «Возрождение» — из тех, что заставляют задуматься. Фото: Винера Жуминова / «Ямал-Медиа»

На Ямале, в «стране оленьей», конечно же, самый доступный и распространённый материал — это олений рог. Пористый и не слишком твёрдый, он идеально подходит для изготовления сувениров и обучения детей резьбе. Высоко ценят художники бивни мамонта. Это уникальный материал, который отличают красивая сетчатая структура и богатая цветовая палитра. Тысячи лет бивни находились под землёй и подвергались постепенной минерализации, в результате чего приобрели самые разнообразные оттенки. В копилке Дмитрия есть изделия из бивня мамонта, выполненные в технике скримшоу. Это разновидность резьбы по кости, включающая в себя гравировку с подкраской рисунка, этакая «татуировка». Использует собеседник и зубы доисторических животных.

– Сам по себе зуб мамонта — материал не очень хороший, потому что твёрдый, эмаль у него идёт полосами, очень сложно обрабатывать, он осыпается, если его не стабилизировать. Зубы достаточно большие — вес некоторых достигает 7–8 килограммов.

Мастер стабилизирует не только зубы мамонтов, но и дерево, и капы. Это очень интересный процесс: древесину пропитывают специальным полимером под вакуумом и избыточным давлением, затем нагревают. В результате она становится твёрдой. В полимер можно добавить краску, и тогда прожилки дерева приобретают различные оттенки.

Что хотел сказать художник

Цветное стабилизированное дерево Дмитрий использует при изготовлении подставок для своих работ, брелоков, рукояток и ножен утилитарных (имеющих практическое значение) ножей, украшений.

– Мои работы можно разделить на две категории. Одна — это сувениры: фигурки мамонтов, оленей, изделия с надписью «Ямал». Всё то, что пользуется популярностью, простое и понятное. Другая — сложные работы с неким философским смыслом. Мне очень интересно делать такие изделия, которые заставляют задуматься, — отмечает художник.

Композиция «Реминисценция» выполнена в технике скримшоу. Фото: Винера Жуминова / «Ямал-Медиа»
Композиция «Реминисценция» выполнена в технике скримшоу. Фото: Винера Жуминова / «Ямал-Медиа»

Одну из таких работ Дмитрий представлял на XI выставке-конкурсе косторезного искусства «Душа Севера», которая прошла в сентябре на базе МВК имени И.С. Шемановского. Посетители надолго задерживались у витрины, тщательно рассматривая композицию с интригующим названием «Реминисценция».

– Реминисценция — это смутная память, смутное воспоминание. В этой работе зритель видит телёнка, который тянется к изображению оленихи. Оно выглядит как фотография. А что для всех нас значит фотография? Это определённая память. Хотел этой работой показать: мама оленёнка мертва, но в его памяти она жива — и он тянется к ней душой. Череп оленя наверху композиции также дает понять, что матери уже нет, но оленёнок её помнит. На подставке изображена река — это слезы оленёнка.

Отставь, чтобы вернуться

В этом году «Душа Севера»-2022 собрала в Салехарде мастеров-косторезов из четырнадцати регионов России. За два дня участники конкурса должны были создать из рогов оленя и лося композицию на тему «Картина мира северных народов».

Конкурсная работа: фигурка священного оленя изготовлена из рога лося, фигурка Нгылека — из рога оленя. Фото: Винера Жуминова / «Ямал-Медиа»
Конкурсная работа: фигурка священного оленя изготовлена из рога лося, фигурка Нгылека — из рога оленя. Фото: Винера Жуминова / «Ямал-Медиа»

– Я решил окунуться в мифологию ненцев и выбрал тему победы добра над злом. В моей работе представлен священный олень, у которого на боку изображено солнце. Он одержал победу над злым северным духом Нгылека, но и сам при этом пострадал — Нгылека откусил у него часть туловища. В композиции есть знак бесконечности, что символизирует цикличность происходящего: сегодня олень победил, а завтра победит уже Нгылека. То есть без добра нет зла, и наоборот. Ещё это может обозначать победу дня над ночью — олень символизирует солнце, а пасть Нгылеко похожа на луну, — продолжает Дмитрий. — Два дня на работу — это не много и не мало. Сжатые сроки каким-то образом мобилизуют, откуда-то берутся дополнительные силы, начинаешь по-другому думать. А вообще, на изготовление некоторых композиций уходят недели и даже месяцы. Всё зависит от сложности и объёма. Но практически у каждого мастера нет такого, чтобы взять одну работу и довести её до конца, прежде чем взяться за следующую. Обычно мастера берут и режут сразу 2–3 изделия. Потому что пока делаешь одну композицию, глаз «замыливается», и ты не видишь ошибки, которые, возможно, уже начал делать. Тогда берёшь другую работу и на её примере уже видишь недостатки первой.

В планах у Дмитрия совершенствовать дальше своё мастерство, воплощать свои идеи в кости, и, конечно же, учиться. Он мечтает освоить драгметаллы — золото, серебро — и в изделиях сочетать их с костью. Это может оказаться неожиданным и интересным решением.


Текст: Винера Жуминова

Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2023 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 08:32, 29 июня 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала