обновлено: 10:30, 16 апреля 2024
Культура
Я поведу тебя в музей. Изобразительное искусство в Новом Уренгое
Здесь хранят искусство, пишут на дереве и учат брутальных мужчин рисовать.
Время для чтения ~ 8 минут
Однажды прохожие наблюдали, как готовилась к открытию очередная экспозиция в Новоуренгойском городском музее изобразительных искусств. Ко входу в Арт-галерею подъехала машина с прицепом. Из него аккуратно извлекли... мотоцикл! Увесистый экспонат подняли по ступеням и покатили в сторону выставочного зала. Это была, пожалуй, самая необычная выставка. Всего же их было очень много — разных по наполнению и настроению. В этом году новоуренгойский музей отмечает 40-летие.
Благодаря спонсорской поддержке, музей ежегодно привозит масштабные выставки, позволяющие ямальцам прикоснуться к творчеству известных мастеров искусства. Так, в Новом Уренгое выставлялись работы Сальвадора Дали, Фредерико Северино, Зураба Церетели, Николая Рериха, Михаила Шемякина и других знаменитых авторов.
Полотна оживают
Открылось учреждение культуры в молодом северном городе 16 апреля 1984 года. Изначально как филиал Тюменской картинной галереи, который комплектовали произведениями изобразительного искусства Министерства культуры РСФСР и Тюменского художественного фонда. А первая выставка состоялась в фойе молодежного клуба «Ровесник» и называлась «По родной стране».
Сегодня коллекция музея насчитывает 3345 работ. Ее основу составляют живопись и графика советских художников периода 1970-х — 1980-х годов, предметы косторезного искусства. Музейные работники активно налаживают связи с художниками и коллекционерами. Фонды пополняются за счет закупок у авторов, и сегодня музей обладает одной из самых богатых коллекций художников нашего региона. Ценные экспонаты периодически отправляются в путешествие по округу: выставляются как в залах небольших поселков, так и в Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского. А проект «Ожившие полотна» в новоуренгойском аэропорту и вовсе прославил некоторые работы на всю страну. Сюжеты на производственную тематику привели в движение с помощью современных технологий, поместили на большие экраны, и теперь они удивляют гостей из разных уголков России.
Конечно, большая часть экспонатов обычно скрыта от посетителей в фондохранилище. Хозяйка здесь — главный хранитель Наталья Веселкова. В музей девушка устроилась сразу после окончания вуза. Свою профессию любит за возможность работать с предметами искусства, которые обязательно должны увидеть и следующие поколения. Картины, написанные несколько десятилетий назад, требуют особого температурно-влажностного режима. А перед тем как полотно «выйдет в свет», его бережно обеспыливают мягкой кистью.
Живописная сокровищница пополняется и картинами, которые музею преподносят в дар. Так было с работами известной ямальской художницы Лилии Юнкеровой. На часть коллекции даже претендовали их коллеги из окружной столицы, рассказывает Наталья Веселкова, но сын Лилии Михайловны принял решение передать художественное наследие в дар единственному на Ямале музею изобразительных искусств.
Яркие краски выходных
Сам музей — это тоже холст, на который коллектив наносит все новые штрихи, обогащая палитру культурной жизни города.
– Музей сегодня — это не только место, где хранят картины, ведут научную деятельность, но и площадка, где проходят культурно-образовательные мероприятия. Мы проводим выставки, лекции об искусстве, квизы, квесты, мастер-классы. Несколько лет ставим кукольные спектакли, где пробуем себя в новых амплуа. Например, я много лет исполняю роль собаки в ненецкой сказке «Человек и собака». На спектаклях сотрудники музея отдыхают душой и в то же время получают обратную связь от юных посетителей и их родителей, — рассказывает исполняющая обязанности директора музея изобразительных искусств Ксения Солошенко.
Участвуют специалисты и в выездных мероприятиях, городских праздниках. К примеру, в День оленевода они принимали гостей в чуме — проводили мастер-класс в технике декоративно-прикладного искусства. А этой зимой три экскурсовода побывали на выставке-форуме «Россия». Представительницам Ямала выпала почетная миссия — водить экскурсии по всем павильонам ВДНХ.
Значительная часть работы посвящена изучению истории газовой столицы. Результатом многолетних исследований стал онлайн-проект «Легенды Нового Уренгоя». На сайте учреждения nurmuseum.online можно найти статьи и аудиоролики о важных событиях и знаковых местах города. Над проектом работала большая команда под руководством Алексея Викторовича Матвеева, кандидата исторических наук, который несколько лет был директором новоуренгойского музея изобразительных искусств.
«А я знаю этот дом!»
Для художницы Ирины Мезенцевой музей — место работы и вдохновения. Именно Ирина создавала картины для выставки «БАЙКоНУР», посвященной мотоциклам. Необычной тогда была не только тематика работ, но и холсты. Двухколесный транспорт автор изображала на листах ДСП и прочих деревянных поверхностях. Еще один неожиданный сюжет публика увидела на выставке, посвященной улицам Нового Уренгоя. Ирина решила увековечить в своих работах старые деревянные дома. При всей своей неказистости, они олицетворяли собой целую эпоху.
– Эти картины получили большой отклик. Люди восклицали: «А я знаю этот дом!», «А я там жил неподалеку». А теперь этого дома уже и нет на карте города... — вспоминает Ирина Мезенцева.
А в выходные наша героиня становится наставником для тех, кто сам желает что-нибудь изобразить. Зачастую это люди, которые кисточку последний раз держали еще в школе. Но даже у них, под чутким руководством мастера, буквально за пару часов получается создавать пейзажи и натюрморты.
– На самом деле абсолютно любой человек может научиться рисовать. В этом нет ничего не досягаемого. Главное — желание. Ведь известно, что каждый великий мастер — это лишь определенный процент таланта, все остальное — это большой труд. Чем больше ты будешь практиковаться, тем быстрее освоишь навык. Особенно любопытно наблюдать, когда приходят взрослые брутальные мужчины и с огромным удовольствием рисуют какую-нибудь маленькую птичку. Это очень умиляет! — говорит художница.
Главное, чего желает коллектив музея изобразительных искусств в свою круглую дату, — обрести большое отдельное здание с просторным хранилищем для коллекций, с площадками для мероприятий. И, конечно, мечтают они о современном выставочном зале для картин, которые дошли до нас из прошлого столетия, были преподнесены в дар или родились спонтанно после прогулки их автора по северному городу.
Текст: Анна Мирошниченко
Журнал «Ямальский меридиан», № 4, 2024 г.