Культура
Коллекционер фарфора предпочёл остаться инкогнито
Григорий очень любит свою коллекцию фарфорового пластика, но стесняется немужского увлечения. И это при том, что фарфор ценился во все времена, а собирают его короли, магнаты и поэты. Тем не менее свою фамилию увлечённый этой красотой просил не называть. Вот если бы это были газовые зажигалки или батареи парового отопления...
Время для чтения ~ 6 минут
Значительную часть жизни коллекции Григория были «правильными» — сначала старинные и иностранные монеты, потом значки и знаки. Но наступает момент, когда всё доступное собрано или руками пощупано, остались лишь музейные раритеты. А для заядлого коллекционера день, прожитый без пополнения своего дорогого собрания, — напрасно прожитый день. И тогда...
– Эта фарфоровая Снегурочка была со мной всю жизнь, — вспоминает Григорий. — Родители купили её в начале шестидесятых годов в Кемерове перед переездом в Тюменскую область, и я помню эту статуэтку с раннего детства. Она всегда завораживала меня своей красотой и хрупкостью. Уже в зрелом возрасте я забрал Снегурочку себе. А чтобы ей не скучно было стоять в одиночестве на полке, купил ещё одну фигурку. Так и пошло...
Мы удивительный народ! Спустя десятилетие после окончания самой страшной в истории человечества войны, когда из разрухи поднимались тысячи советских городов и сёл, в стране уже насчитывались десятки фарфоровых заводов и фабрик, выпускавших утончённый фарфор. Для красоты. Для души. Советский народ раскупал их как горячие пирожки. На прилавках фарфоровое чудо не залёживалось — люди истосковались по прекрасному.
И сегодня среди коллекционеров изделия тех годов ценятся особо. Не только потому, что их мало дожило до наших дней ввиду своей недолговечности. Они ещё и сделаны по-другому. Во всяком случае, даже невеликий специалист на глазок отличит предметы 1960-х от тех, что созданы двумя десятилетиями позже. Эти тоже прекрасны и душевны, и художественная школа вроде та же, но чувства вызывают совсем другие.
– Я поздновато осознал, что всё собрать невозможно, и сначала брал, что попадалось, — признаётся Григорий. — Но это распыление сил и средств. Начинающим коллекционерам могу посоветовать определиться с тематикой или производителем. Так будет гораздо легче собирать коллекцию.
Действительно, фарфоровой пластики (так профессионалы называют эти статуэтки) даже тех далёких годов в коллекционных кругах ходит немало. Несмотря на хрупкость, эти фигурки 60–70-летней давности до сих пор попадаются в идеальном состоянии — настолько бережно хранили хозяева эту красоту. Есть целые направления: сказочные, литературные, военные и спортивные. Разнообразию тематики нет числа.
– Я по сюжетам не собираю. Для меня главное, чтобы статуэтка была в идеальном состоянии, — объясняет Григорий. — И чтобы нравилась. Если душа не лежит, то насколько бы она ни была красивой, ценной или дешёвой, я эту статуэтку не возьму. А случается, что увидел и сразу решил: надо брать. За некоторыми охочусь подолгу.
Многие фарфоровые производства Советского Союза вели свою историю ещё от царских мануфактур, а потому славятся устоявшейся художественной школой. Опытный коллекционер почти всегда безошибочно по цветовой гамме или сюжету определит фабрику, а то и художника. Например, мастера завода в посёлке Песочном любили конькобежную тему. А о неповторимой гжельской синеве и говорить не приходится.
Ещё при больших фабриках было принято содержать художественные мастерские поменьше. Оттого фарфорового разнообразия только прибавлялось. Очень интересно сравнивать парные фигурки — статуэтки одного сюжета, созданные разными художниками. Так случалось, что утверждённые художественными советами эскизы потом претворяли в жизнь целые коллективы мастеров. У каждого свой вкус, восприятие цвета и даже настроение. Так и получалось, что фигурки-близнецы в итоге выходили абсолютно разными.
В качестве коллекционной эпохи Григорий выбрал 50–60-е года прошлого века. Во-первых, потому что это время великих комсомольских строек и освоения целины окутано своеобразной романтикой. А во-вторых, фарфор того периода действительно сказочно красив.
Например, знаменитая и неповторимая Хозяйка Медной горы, стоящая на самом почётном месте в коллекции, уникальна своей зелёно-золотой росписью. На каждом экземпляре её наряд одинаков, но не похож. Оттого она и входит в число шедевров советского фарфора. А какая статуэтка самая любимая у нашего коллекционера?
– Последняя, — признаётся Григорий. — Любуюсь ею, пока не приобрету следующую...
Текст: Иван Бычков
Журнал «Ямальский меридиан», № 9, 2023 г.