Культурный прорыв. Мифы предков, современные творцы и постсоветская эстрада | «Красный Север»
0°C

обновлено: 05:01, 12 августа 2022

Культура

Культурный прорыв. Мифы предков, современные творцы и постсоветская эстрада

Первого мая в современной России отмечают Праздник Весны и Труда. День этот традиционно выходной, а в этом году ещё и приходится на воскресенье. Весна придёт и без наших усилий, а вот потрудиться можно и в отрыве от производства. Например, над собственным культурным образованием. В сегодняшнем обзоре мы собрали книги, которые читать одинаково полезно и интересно.

Время для чтения ~ 10 минут


Александра Баркова. «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

Александра Баркова — кандидат филологических наук, фольклорист и исследовательница мифологии, в прошлом — заведующая кафедрой культурологии в Институте УНИК, взялась за не самое простое дело. Рассказывать о славянских мифах сложно по нескольким причинам. Во-первых, практически не сохранилось источников, по которым эту мифологию можно было бы уверенно восстановить, во-вторых, сегодня появилось большое количество псевдославянских течений, которые убеждают своих последователей в том, что возрождают «веру предков». Адепты этих течений — люди увлечённые и готовые отказаться от критического мышления в пользу культа какого-нибудь из якобы славянских божеств. Такие люди, конечно, не будут читать книгу, основанную на научных данных, и, может быть, само наличие такого издания воспримут как угрозу. Но тем, кто по-настоящему заинтересован в истории предков и увлечён их культурой, «Славянские мифы» под авторством Барковой будут полезны.

Для начала Александра даёт несколько маркеров, по которым можно опознать псевдонаучный (а иногда и откровенно преступный) текст о верованиях древних славян. Итак: термин «славяноарии», опора на «Велесову книгу», слова «веды» и «ведруссы» на обложке, символ «коловрат», триада «явь-правь-навь»… Если вы читаете текст, в котором что-то из этого подано как существующий факт, то оставьте эту книгу, так как она в лучшем случае антинаучна, а в худшем — проповедует националистические идеи.

Те, кто справился с введением и готов погружаться в качественную научно-популярную работу, будут вознаграждены интересными фактами о верованиях славян, большим количеством иллюстраций (от фото древних идолов, оконных наличников и вышивки до репродукций картин) и отсылок к научным и этнографическим работам разных веков. Вы узнаете, почему раньше молодые на свадьбе целовались не под возглас «Горько!», а после фразы «Медведь в углу!», почему наши предки считали, что увидеть во сне чёрную корову — к смерти, а созвездия Большой и Малой Медведицы в народе назывались Лось и Лосёнок. Также исследовательница рассказывает о некоторых «спорных» божествах славянского пантеона. В этой главе читатель узнает, что имели в виду древние славяне, когда говорили о «коркодиле» (кажется, это всё же не крокодил), как двуглавый орел связан с образом роженицы и какого всё-таки пола было божество Лада? В общем, даже если вы уже читатели несколько работ по славянской мифологии, Александра Баркова найдет, чем вас удивить и порадовать. А кто-то и полезный в быту совет получит. Например, согласно современным поверьям, в доме, где нет веника, домовой обижен на хозяев и выводит из строя компьютеры.

2022 год

248 страниц

Алексей Поляринов. «Ночная смена».

Об Алексее Поляринове ещё пару лет назад писали, как о «молодом авторе», упоминая, что он пришёл в литературу из аквариумистики. Сегодня Поляринов известен в России и за рубежом, недавно его роман «Риф» был издан на испанском языке, как самобытный талантливый писатель и вдумчивый эссеист. Работы Алексея о культуре, его анализ современных художественных текстов, кино и сериалов, пронизаны искренним интересом к объекту исследования. Заметки эти интересно читать, даже если ты не знаком с произведением, о котором пишет автор.

«Ночная смена» — второй сборник эссе Алексея Поляринова. Интересен он будет всем, кто хочет не просто потреблять современную культуру, но ещё и видеть параллели в разных произведениях, считывать отсылки в текстах и кино и утверждаться в мысли, что всё связано со всем.

В первой части книги — «Предпроза» — собраны идеи Поляринова, которые так и не стали романами. Чтение увлекательное и завораживающее. Ты читаешь синопсис книг, при этом понимаешь, что ни одна из них не будет написана, но хочешь прочесть каждую! Это одновременно и радость оттого, что такая классная идея пришла кому-то в голову, и горечь от того, что идея так и останется изложенной в нескольких страницах, не вырастет в роман. Ну, разве не здорово было бы прочесть о приключениях (и злоключениях) матери реального Сервантеса, которая идёт на множество ухищрений, чтобы вызволить сына из плена? Или роман-фантазию о том, как Александр Волков после того, как он украл идею книги у Баумана, вдруг начинает на себе испытывать всё, что происходит с иностранным сказочником? Интересно, но эти книги так и останутся лишь «краткими содержаниями» в «Ночной смене».

Вторая часть книги — «Над прозой» — те самые эссе, в которых Поляринов пишет о любимых авторах, повторяющихся мотивах в творчестве разных писателей, о связи судеб и произведений разных людей. Здесь будет и о дружбе Джонатана Франзена и Дэвида Фостера Уоллеса, и о том, что без романа «Пляж» Алекса Гарленда не было бы романа Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня». Пишет Поляринов и о малоизвестных латиноамериканских авторах, и о популярных режиссёрах, и даже о создателях компьютерных игр, а также о том, на каких произведениях эти игры основаны.

Если вы чувствуете, что пришло время обновить знания о культуре и построить несколько новых нейронных связей, обратите внимание на сборник «Ночная смена».

2022 год

288 страниц

Александр Горбачев. «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях (1991-2021)».

Книга для тех, кто живёт с включенным радио. Музыкальный журналист однажды задумал написать серию коротких текстов о самых популярных песнях постсоветского периода. Сначала идея воплотилась в номер «Афиши» об истории попсы, который вышел в 2011 году. А спустя десять лет родилось полноценное издание, масштабное исследование культовых песен российской эстрады. Авторы проекта выбрали 169 известных песен, таких, что вы, может, и не хотели бы слышать, но почему-то знаете их слова наизусть, и поговорили с авторами этих хитов. В результате получилась короткая история каждого трека. Об одних песнях рассказывают исполнители, о других — продюсеры, о третьих выпало рассказать авторам, о которых слушатели обычно ничего не знают. В «Не надо стесняться» собраны не только истории треков, но и байки о постсоветской эстраде, случаи из гастрольной жизни певцов и коллективов. Можно сказать, что это взгляд на современную Россию через песни, которые становились в ней хитами. Почему в тот или иной год на вершины чартов взлетал именно этот трек? Какие мелодии и темы оказывались важными для постсоветского человека? Что олицетворяли кумиры разных лет?

Для каждого года — с 1991 по 2020 — авторы проекта выбрали несколько песен, сборник получился пёстрым и разнонаправленным. Начиная с «Бухгалтера» группы «Комбинация» и «Делай как я» Богдана Титомира в 1991 году, заканчивая совместным треком Cream Soda и «Хлеб» «Плачу на техно». А между ними есть и «Третье сентября» Михаила Шуфутинского, и «Фаина» группы «На-на», и «Чёрные глаза» Айдамира Мугу. Как видите, единственный критерий, который был важен для авторов книги, — реальная популярность песни в России. Уже сама эта идея заслуживает внимания, но тут и исполнение не подвело.

Те, кто не хочет знать, «из какого сора» растут хиты, может прочесть многочисленные воспоминания артистов. Верка Сердючка до сих пор под впечатлением от совместного корпоратива с группой Rammstein, а Бари Алибасов считает большим достижением первый эротический клип на российском телевидении. Монеточка гордится тем, что её песни нравятся детям и пожилым людям, а продюсер группы «Демо» Вадим Поляков радуется, что все чудом остались живы, когда коллектив убегал от бандитов в Бишкеке.

«Не надо стесняться» можно назвать первым в своём роде исследованием постсоветской (и российской) музыкальной культуры, не исключено, что в скором времени эту книгу будут указывать как один из источников в искусствоведческих работах.

2021 год

960 страниц


8

0

4

0

1

0



обновлено: 05:01, 12 августа 2022

Темы