0°C
Салехард

обновлено: 15:04, 12 сентября 2022

Культура

Лучшие из лучших. Странная тюрьма, ошибки героев и женские дневники

Как известно, по осени считают цыплят. Но это в пословице. А в книжном мире по осени считают литературных лауреатов. Несколько крупных российских премий в этом году завершили сезон на этапе коротких списков, заявив, что не будут выбирать лучших, но есть одна, организаторам которой хватило сил на полный цикл. Премия «Ясная поляна» в середине сентября объявит лауреатов на новой сцене Большого театра. О трёх претендентах на премию в номинации «Современная русская проза» мы расскажем в сегодняшнем обзоре.


Дмитрий Данилов. «Саша, привет!»

Дмитрий Данилов — русский писатель, поэт и драматург. В качестве последнего он и знаком большинству читателей. Точнее, зрителей. Широкой публике Данилов стал известен как автор пьесы, по мотивам которой сняли фильм «Человек из Подольска». Хотя сейчас уже можно сказать, что в ближайшие годы писатель будет крепко ассоциироваться с романом «Саша, привет!». В начале сентября автору вручили награду «Книга года» как раз за это произведение. Кроме того, книга попала в шорт-лист премии «Ясная поляна», поэтому Дмитрий Данилов имеет все шансы стать ещё и яснополянским лауреатом.

«Саша, привет!» — небольшой роман, написанный простым языком, но в сердцевине своей он так непрост, что даже его жанр определить не удаётся. Казалось бы, автор меняет лишь одну деталь знакомого нам мира, но это приводит к болезненно абсурдным изменениям всего остального.

По сюжету, Сергей — молодой университетский преподаватель литературы, вступает в интимные отношения с двадцатилетней студенткой. Такое поведение и в реальной жизни не поощряется, но в художественном мире романа за отношения, в которых одному из партнёров не исполнилось двадцати одного года, другому полагается смертная казнь. Да, на первых страницах книги Сергей получает расстрельный приговор. И отправляется в Комбинат смерти, где приговор будет приведён в исполнение. Но это не реальный мир, а гуманизировавшийся настолько, что о комфорте заключённых заботятся больше, чем о детях в яслях. Каждый живёт в камере, напоминающей номер отеля, имеет неограниченный доступ в интернет, возможность общаться в Сети и работать удалённо, заказывать любые товары и выбирать еду из обширного Комбинатовского меню. Иногда можно даже сбегать, ведь «тяга к свободе естественна для человека». Конечно, осуждённых возвращают в камеры, но никаких наказаний за попытку к бегству не полагается. Можно сказать, у смертников здесь куча прав и лишь одна обязанность. Каждый день они должны выходить на прогулку через коридор, в котором установлен пулемёт. Именно он однажды приведёт в исполнение наказание. Но никто не знает, когда это будет.

Серёжа оказывается не просто в тюрьме, он будто зависает между двумя мирами — ни жив ни мёртв. И именно так его воспринимают близкие люди, студенты и приходящие к нему служители культа. Всем им проще отнести Серёжу к уже почившим и не бередить себе душу ожиданием неизбежного. Никто не заинтересован в том, чтобы поговорить с героем по-человечески, спросить о его чувствах и мыслях. Вопрос, которым задаёшься, читая роман «Саша, привет!», — где взять силы, чтобы по-настоящему оставаться с человеком до самого конца? О чём говорить, как строить диалог? Если такой диалог вообще возможен.

2022 год

256 страниц

Иван Шипнигов. «Стрим»

Иван Шипнигов — писатель молодой. И по возрасту, и по литературному опыту. Роман «Стрим» — первое его произведение большой формы, до этого Шипнигов писал преимущественно рассказы. Сборники публиковали и номинировали на премии. Номинировали, но не давали. Возможно, со «Стримом» будет иначе. С «Национальным бестселлером» уже не получится, а вот стать лауреатом «Ясной поляны» у Ивана шансы есть.

«Стрим» — полифонический роман, где каждый герой представлен через речь, через её особенности, уникальные словечки и повторяющиеся ошибки. Роман, который нужно читать и невозможно представить в аудиоформате. Пересказывать сюжет не только сложно, но и ни к чему. «Стрим» — это даже не дневниковые записи отдельных персонажей, а некоторые реплики на тему. В каждой новой главе читатель видит текст, написанный очередным героем. Литературный эксперимент, который точно потребовал от автора немало труда, ведь Шипнигов не только метко подбирает слова и обороты под характер каждого персонажа, он даже орфографические ошибки «раздал» всякому по потребностям. От читателя тоже потребуется некоторое усилие для погружения в такой необычный текст: какое-то время вообще не понятно, что происходит, и хочется всё почеркать красной пастой.

Итак, чьи же стримы мы можем прочесть в этом романе? Лёша — неплохой парень, но звёзд с неба не хватает. Зарабатывает по московским меркам мало, большую часть отдаёт за съёмное жильё, праздничной едой считает порцию хинкали за 500 рублей и грезит о счастливой жизни с Наташей. Наташа — продавец-консультант и соседка Лёши по съёмной квартире. Она уверена, что достойна самого лучшего. По крайней мере, кого-то побогаче странного соседа Лёши. А ещё есть филологиня Настя, отучившаяся в Лондоне и вернувшаяся в Москву Катя, а также недавно завершившая ретрит на Гоа Вика. Есть и представители старшего поколения. Например, пенсионер Владимир Георгиевич, который метко описывает Лёшу парой фраз: «Алексей вообще ужасно утомительно болтает — в основном о магазинах, о том, как он купил какую-то ерунду на пять рублей дешевле там-то, чем покупают в другом месте все остальные дураки. Молодой парень, а послушать — бабка с сумкой-тележкой».

Да, все герои «Стрима» находят на что или на кого пожаловаться, считают, что жизнь к ним несправедлива, а Москва жестока, что они достойны большего. Они хотят оседлать удачу, покорить столицу или хотя бы быть принятыми такими, какие они есть.

2021 год

480 страниц

Анна Матвеева. «Каждые сто лет»

Анна Матвеева — российская писательница с большой литературной карьерой. Какую бы тему она ни поднимала в своих произведениях, её книги находят и читателя, и награды. С повестью «Перевал Дятлова, или Тайна девяти» Матвеева стала лауреатом «Премии Ивана Петровича Белкина», за роман «Завидное чувство Веры Стениной» получила «Национальный бестселлер», а её «Девять девяностых» отметились чуть ли не на всех литературных пьедесталах — от «Бунинской премии» до «Большой книги». Со своим новым романом Анна Матвеева может стать лауреатом премии «Ясная поляна».

«Каждые сто лет» — книга объёмная и медленная, эпистолярный роман, в котором судьбы двух незнакомых женщин сближаются через их дневники. Повествование постоянно перемещается из одного времени в другое, судьбы героинь то сходятся благодаря похожим событиям и чувствам, то разлетаются каждая в свой век.

Ксенечка Лёвшина родилась в Полтаве в конце девятнадцатого века, история беспощадно прошлась по её судьбе — революция, Первая мировая и Гражданская войны, долгий путь в незнакомый холодный город. А параллельно — взросление, замужество и полное растворение в интересах супруга и семерых детей. Всё это Ксенечка тщательно фиксировала в дневнике, который начала вести ещё в детстве.

А в конце двадцатого века, в Свердловске свои заметки о жизни начинает вести школьница Ксана Лесовая. Однажды эта девочка нашла дневник Ксенечки, с которой их разделяют сто лет, и с тех пор она с этим дневником не расставалась. Тёзка из прошлого века стала для Ксаны и свидетельницей жизни, и советчицей, и наставницей. Она проживает собственные трагедии, читая о том, как с чем-то подобным несколько десятилетий назад справлялась её ровесница из дневника.

«Каждые сто лет» — это и портреты женщин на фоне эпохи, и интимные хроники семейной жизни. А особо внимательным читателям советую разобраться в истории о реальном дневнике, на основе которого этот роман написан, и поискать в тексте саму Анну Матвееву.

2022 год

768 страниц


4

0

0

0

0

0



обновлено: 15:04, 12 сентября 2022

Темы

Литература