Культура
Магия красок и гор: со дня рождения Николая Рериха прошло 150 лет
Николай Рерих: жизнь и творчество известного русского художника
Николай Константинович Рерих написал за свою жизнь около 7000 картин, многие из которых находятся в музеях разных стран и частных коллекциях. Он был не только художником, но и археологом, мыслителем, путешественником, исследователем, писателем и общественным деятелем.
Время для чтения ~ 10 минут
«Красный Север» расскажет о творчестве Рериха, и почему после революции он жил с семьей за границей.
Интерес юного Рериха к наукам и живописи
Николай Рерих родился 150 лет назад в Санкт-Петербурге — 9 октября 1874 года. Его отец был нотариусом и общественным деятелем, мать — происходила из купеческой семьи. В доме Рерихов часто бывали известные представители науки и искусства.
Николай учился в частной гимназии Карла фон Мая, считавшейся одной из лучших в городе. В детстве у мальчика сформировался очень широкий круг интересов: он увлекался изучением флоры и фауны, истории, культуры и археологии. Юный Николай проводил раскопки курганов в окрестностях загородного поместья семьи Рерихов, записывал сказки и былины, услышанные от местных жителей. Кроме того, Николай хорошо рисовал. Первым его наставником в живописи стал друг семьи, скульптор Михаил Микешин.
По настоянию отца после окончания гимназии Николай стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Но и увлечение живописью захватило его настолько, что юноша одновременно поступил в высшее училище при Императорской Академии художеств. Известно, что дипломную работу Рериха «Гонец» приобрел для своей галереи Павел Третьяков.
Другие увлечения Николай тоже не оставил. Как член Русского археологического общества, в студенческие годы он участвовал в раскопках в нескольких губерниях, попутно изучал особенности фольклора, собирал коллекцию артефактов каменного века.
В 1901 году, в 27-летнем возрасте, Николай Рерих женился. Супруга Елена на протяжении 46 лет была его верной спутницей, помощницей и источником вдохновения. Их сыновья стали известными личностями: Юрий –ученым-востоковедом, Святослав — художником и общественным деятелем. Семья жила в России до 1916 года.
Тематика раннего творчества Рериха
В раннем периоде художественного творчества Рерих предпочитал исторический жанр. К циклу по этой теме относятся его картины «Утро богатырства Киевского» (1895), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и другие.
Наряду с древнерусской темой, с 1905 года в живописи Рериха начинают появляться иностранные мотивы. Художник увлекся восточной философией и культурой, опубликовал несколько очерков, собирал коллекцию произведений японского искусства, написал посвященные Индии картины «Девассари Абунту» (1905) и «Девассари Абунту с птицами» (1906).
Николай Рерих создал в живописи свой уникальный стиль. С 1906 года он много экспериментировал с цветом и техниками. Критики отмечали оригинальность картин художника, следили за его творчеством. Уже в то время Рерих постоянно участвовал в зарубежных выставках, его полотна приобретали для своих коллекций европейские музеи.
Николай Рерих публиковал в журналах статьи о техниках и традициях древнерусского искусства, писал картины, создавал мозаики и росписи для храмов, работал декоратором театральных постановок, готовил иллюстрации для различных изданий, был сотрудником и редактором нескольких из них, участвовал в проектах по возрождению русского искусства с другими известными живописцами. В 1906 году Николай Рерих стал директором и преподавателем школы Императорского общества поощрения художеств, в 1910 году — председателем художественного объединения «Мир искусства». В Российской Империи он был членом более десятка творческих и общественных организаций.
Востребованность творчества Рериха за границей
В 1916 году врачи рекомендовали Николаю Рериху из-за болезни легких уехать из Санкт-Петербурга. Вместе с супругой и сыновьями он перебрался в Финляндию. После Октябрьской революции семья оказалась отрезана от Родины. Отношение Рериха к советской власти менялось в течение его жизни несколько раз. В 30-х и 40-х годах прошлого века он обращался за разрешением вернуться в СССР, но ответа так и не получил.
В 1919 году Рерихи переехали из Финляндии в Великобританию. В Лондоне Николай вместе с женой основал философское учение о влиянии космической энергии на раскрытие способностей — «Живая этика». В разных странах успешно проходили выставки художника. Через год семья переехала в США, где по инициативе директора Чикагского института искусств Рерих в течение нескольких лет проводил свои выставки в 30 городах страны. Кроме того, в тот период художник работал над эскизами костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, написал более 200 картин, в том числе посвященные русским святым.
С 1921 по 1924 годы в разных европейских странах были опубликованы сборник стихов Рериха «Цветы Мории», собрание сочинений «Адамант», «Пути Благословения».
Экспедиция в Азию и Пакт Рериха
В 1923 году Рерих с супругой и младшим сыном уехал в Индию, которая стала отправной точкой для Центрально-Азиатской экспедиции под его руководством. В течение пяти лет ее участники проводили археологические и этнографические исследования, собирали лингвистические и фольклорные материалы, описывали местные обычаи нескольких стран Азии, в том числе частично — территории СССР. За время экспедиции Николай Рерих написал книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи» и около 500 картин.
По неподтвержденной версии, Рерих всю жизнь искал Шамбалу — мифическую страну буддистских мудрецов, скрывающую тайны мироздания. Якобы она и была истинной целью его масштабной экспедиции по Азии.
После поездки, для обработки полученных материалов, супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а в Гималаях, в долине Куллу — институт «Урусвати» (в переводе с санскрита — «Свет утренней звезды»).
В 1928 году Николай Рерих подготовил договор о защите культурных ценностей в мире, который получил название Пакт Рериха. Этот вопрос подняли на международном уровне впервые. Во многих странах были созданы комитеты в поддержку документа. Рерих был убежден, что защита и развитие культуры позволят избежать войн на планете. «Мир через культуру» — такой была основная идея Пакта Рериха. Представители 21 республики американского континента подписали договор 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. В 1999 году этот день был объявлен Международным днем культуры. За разработку уникального документа Рерих дважды номинировался на Нобелевскую премию мира, но так и не получил ее.
Самые продуктивные годы «мастера гор» Николая Рериха
Последние 12 лет жизни Рериха считаются одними из самых продуктивных периодов его творчества. С 1935 по 1947 годы художник постоянно жил в долине Кулу в Индии, написал более 2000 картин, две книги и множество литературных очерков. В то время в Индии особо почитали творчество Рериха: проводили крупные выставки в разных городах, открывали залы его работ в музеях. Чтят в этой стране художника и сейчас, организуя памятные мероприятия в юбилейный для него год.
В 40-е годы прошлого века Рерих вновь вернулся к теме русской истории и посвятил несколько картин богатырям и князям. По некоторым данным, в годы Великой Отечественной войны он стремился помогать родной стране: перечислял деньги от продажи картин Красной Армии и Красному кресту, публично выступал в поддержку СССР, борющегося с фашизмом.
Многие свои картины Рерих объединял в серии, одна из самых масштабных посвящена Гималаям. За множество полотен, где они стали центральным объектом творчества, художника назвали «мастером гор». Палитра, которую он использовал для их написания, включает практически все цвета радуги и их оттенки. Эти работы наиболее известны в творчестве художника.
Гималаи оставались с Николаем Рерихом до конца жизни, он скончался в долине Кулу на 74-ом году жизни 13 декабря 1947 года. Творческое наследие художника выставляется в музеях по всему миру, включая Россию.