обновлено: 09:57, 06 сентября 2023
Культура
Наши культурные коды. Неделя графики и дизайна в столице Ямала
В сентябре в Салехарде в очередной раз состоится Международный фестиваль «Неделя графики и дизайна в столице Ямала».
Время для чтения ~ 8 минут
Дмитрий Фролов — один из организаторов этого ежегодного события — поделился планами и дал полезный совет для тех, кто приобщает детей к чтению.
– Дмитрий Александрович, откройте секрет — что ждёт гостей в этом году? Какая тема будет в центре внимания?
– Этот фестиваль посвятим редкой книге. На нём можно будет увидеть коллекционные издания, существующие в ограниченном количестве или даже в единственном экземпляре, сделанные в основном ручным способом в разных техниках печатной графики: офорт или литография. Часто они даже не сброшюрованы. Это так называемые книги художника — отдельный вид изобразительного искусства, автором которого выступает именно художник. Нам хотелось показать разные грани этого мастерства, в том числе и то, как в этом жанре работают современные авторы. Участники привезут ещё и скульптуры, созданные по мотивам литературных произведений. Это тоже один из интересных подходов в работе с литературным источником. Довольно часто художники, работая над иллюстрированием, понимают, что им не хватает пространства листа, и постепенно переходят к объёмным изображениям, к скульптуре.
– Что послужило толчком к выбору такой темы?
– Мне кажется, мы созрели для этого, ведь графика тесно связана с иллюстрацией. На протяжении многих лет мы демонстрировали именно оригиналы иллюстраций к различным изданиям, делали выставки экслибриса. Поэтому логично, что мы подошли к такому редкому жанру, как книга художника, чтобы отдельно показать это направление и его мастеров. Можно считать, что это очередной виток эволюции фестиваля и он отражает развитие искусства книги.
Многие говорят, что из-за цифровых технологий печатные издания уже менее востребованы. Мы же хотим показать, что не стоит хоронить бумажный вариант — он трансформируется, становится более интересным. Издание книг маленькими тиражами делает их редкими. Растёт число ценителей и вместе с этим шире становится круг художников, которые работают над изданием, становясь его автором от начала до конца. Жанр развивается, к нему приобщаются не только зрелые мастера, имеющие заказчиков по всему миру, но и молодые художники.
– Расскажите, пожалуйста, чьи работы мы увидим?
– Среди российских участников наш давний партнёр — петербургский художник Леонид Строганов, издатель из Калининграда Максим Попов, новосибирский художник и дизайнер Елена Третьякова. Также примет участие один из организаторов фестиваля Сергей Баранов — он представит свои листы к платоновскому «Котловану». Будет Вячеслав Люй-ко из Казахстана, наше сотрудничество с ним стало уже традицией. Мы показывали его иллюстрации, станковую графику. В 2019 году вместе работали над изданием «Ненецких сказок» к пятилетию недели графики и дизайна. В этом году он представит уникальный объект: художник вдохновился фотоальбомом и воссоздал историю жизни человека, жившего в начале ХХ века. Нас эта тема очень тронула. Из новых зарубежных представителей — художник и скульптор из Белоруссии Александр Шаппо и заведующий кафедрой графики Белорусской государственной академии искусств Фёдор Шурмелёв.
– Дмитрий Александрович, когда вы пришли к тому, чтобы открыть ямальцам мир графики? Какими были первые шаги?
– Выставки я делаю уже десять лет. Первая состоялась в Салехарде в 2013 году — на ней было представлено собрание работ художника-графика Владислава Станишевского. Именно это событие, вызвавшее у людей живой отклик, интерес к произведениям искусства, творчеству талантливых художников, стало для меня отправной точкой. В 2015-м мы объединились с искусствоведом Галиной Гурьяновой и сибирским художником Сергеем Барановым, провели первый международный фестиваль графики и дизайна. Нас поддержали Музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского и окружной департамент внешних связей. Постепенно круг участников расширялся, в 2019 году приехали шестнадцать художников из семи стран.
– Что вы для себя находите в такой деятельности?
– Я уроженец Петербурга, хорошо проиллюстрированные книги меня окружали с детства, об этом всегда заботились мои родители. То, что выходило в 1980-х годах, мама всегда покупала. Как организатору выставок, мне важно показать историю, современных художников, работающих в этом направлении. Изучаю этот вопрос как искусствовед, публикую статьи, посвящённые графике. Моя личная библиотека пополняется новыми изданиями. Покупаю, в том числе, детские книги интересных художников для того, чтобы экспонировать их. Бывает, что после посещения персональных выставок молодых иллюстраторов заказываю издания с их иллюстрациями на маркетплейсах.
– Многие родители озадачены поиском книг с яркими рисунками. По-вашему, какими качествами должны обладать иллюстрации, чтобы ребёнок полюбил чтение?
– Сейчас много хороших переизданий советского периода. Этим можно пользоваться. Для каждой возрастной категории есть свой автор. С раннего возраста нужно давать таких художников, как Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Владимир Лебедев, Владимир Конашевич и других наших классиков. Их часто называют первыми художниками детской литературы, и это та основа, которая записана в наш культурный код.
Один из важных этапов взросления — когда ребёнок самостоятельно держит книгу в руках. Иллюстрация помогает ему осмыслить прочитанное. Художник постранично следует тексту, помогая погрузиться в содержание и лучше его понять.
Ещё одна категория мастеров-иллюстраторов дополняет текст своими образами и деталями. Художник становится соавтором литературного произведения, его работы позволяют подтолкнуть воображение читателя к размышлениям. Например, читаем историческую книжку и начинаем думать: а что же было в то время, в которое писатель переносит героя. И это могут быть вопросы, связанные не только с историей, но и со сферой психологии, философии. Именно иллюстрация даёт к этому дополнительные ключи.
Текст: Елена Лущиц
Журнал «Ямальский меридиан», № 8, 2023 г.