обновлено: 04:57, 12 августа 2022
Культура
Новое своё. Степь отца и странная секта
Книги дорожают, качество печати падает, количество выпускаемых из типографий наименований сокращается, книжные магазины закрывают, библиотекам урезают бюджеты на закупки…Возможно, скоро мы на время вернёмся к старому-доброму обмену книгами с друзьями и знакомыми, так что пора озаботиться наполнением своих книжных полок. Многие читатели до сих пор уверены, что в домашней библиотеке стоит хранить только проверенные временем классические произведения, но, поверьте, и наши современники пишут хорошо. О книжных российских новинках мы расскажем в этом обзоре.
Время для чтения ~ 8 минут
Оксана Васякина. «Степь».
Оксана Васякина, лауреат премий «Лицей» и «НоС», давно работает как поэтесса и эссеистка, но при этом оставалась незнакомой широким читательским кругам. Всё изменилось после выхода романа «Рана», автофикшн-произведения о прощании с умершей матерью. Небольшим, но ёмким текстом Васякина сумела влюбить в своё творчество многих читателей и нажить изрядное количество ненавистников, кинувшихся писать жалобы на авторское инакомыслие.
Роман «Степь» — вторая часть дилогии писательницы, очередное роуд-муви с родителем и воспоминаниями о детстве. Его нельзя назвать продолжением «Раны», но тексты эти, очевидно, связаны не только издательским решением.
По всем признакам это дихотомические романы. В «Ране» речь о матери, женском пространстве, холодном Усть-Илимске, в «Степи» — об отце, мужском мире, знойной Астрахани. Объединяет тексты лирическая героиня, которая без пощады к самой себе препарирует прошлое, пытаясь понять, кем на самом деле были её родители, где её истоки?
На протяжении книги героиня рассказывает о путешествии с отцом-дальнобойщиком через жаркую застывшую степь, и по ходу этого рассказа она, прежде всего для себя, деромантизирует бандитский мир девяностых, к которому её отец и принадлежал. Пытаясь объяснить то, что для неё стало открытием, девушка анализирует эстетику шансона (конечно, не французского, а того, который звучит в кабинах дальнобоев), вспоминает отцовских друзей и чёткую иерархию на их гаражных посиделках, отвечает на вопрос, как вчерашние пионеры могли построить мир, где правит насилие и жестокость? И что потом стало с этими молодыми мужчинами, привыкшими жить «бригадами», существовать по законам силы? Как вписались они в новую реальность, как общаются со своими детьми, как умирают от неизлечимых болезней? И действительно ли всё это их личный выбор?
«Я лежала и думала о том, что здесь, вокруг отца, все бессловесное и немое для меня. Это был однообразный, грубый и бездомный мир; он не поддавался никакому осмыслению. Я знала только один способ описать его — романтически. Но в этом мире было столько муки и поражения, что его романтизация еще сильнее погружала меня в тяжелые мысли. Не было здесь ни капли радости, только усталость, безнадега и нищета. В них не было свободы, в них был один бесконечный вынужденный труд и грубое разрушительное пьянство».
Обнажённые, болезненные воспоминания героини в «Степи» соседствуют с поэтичными описаниями скудной, но мощной природы и с фрагментами, которые можно было бы назвать культурологическими эссе.
«Степь» — один из немногих романов, в котором молодая современная писательница рефлексирует не только о своих личных девяностых, но и о коллективных, поэтому книга может быть интересна и тем, кто взрослел в похожей среде, и тем, кто уверен, что его детство было совсем другим.
2022 год
232 страницы
Сергей Вересков. «В краю молочных рек».
Сергей Вересков — молодой и активно пишущий автор. Он окончил журфак Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова. В качестве культурного обозревателя сотрудничал со многими изданиями, среди которых ELLE, «Нож», «Новая газета» и другие, несколько художественных текстов Верескова публиковали в журнале «Сноб». Первый роман Сергея — «Шесть дней» — попал в 2020 году в лонг-лист литературной премии «НоС», о новой книге автора уже тоже есть немало положительных отзывов. Однако сразу предупредим, что стоит с осторожностью отнестись к обещаниям на обложке. Издатель утверждает, что роман «В краю молочных рек» — это книга «для читателей прозы Алексея Поляринова, социальных произведений Стивена Кинга (вроде «Долорес Клейборн») и прозы Мишеля Уэльбека». Возможно, почитателю вышеозначенных авторов произведение Верескова покажется предсказуемым. Но если вы ищете динамичную историю с несколькими героями на пару летних вечеров, эта книга вас не разочарует.
В центре сюжета несколько персонажей. Дима, который только начинает взрослую жизнь, но уже прошёл через многие испытания — тут и потеря матери в раннем детстве, и воспитание деспотичным отцом, после смерти жены ударившимся в религию, и конфликты со сверстниками на почве инаковости. Лиза — успешная журналистка с мучительными паническими атаками и такими же мучительными отношениями с абьюзером, которые недавно завершились. Екатерина — ранее успешная театральная актриса, чья карьера оборвалась на пике, а ныне — правая рука и пресс-секретарь основателя стремительно развивающейся организации. Организация эта называется «Пришествие», и это секта. Хотя ни её адепты, ни основатель Яков не готовы мириться с этим словом и требуют, чтобы «Пришествие» называли семьёй. И правда, со стороны (да и изнутри) всё очень по-семейному — никто никого не осуждает, всякого принимают таким, какой он есть, скорбящего утешают, голодного кормят, оступившемуся помогают встать на ноги, хворого исцеляют. В буквальном смысле исцеляют. Яков наложением рук избавляет обратившихся к нему от самых разных недугов — от отслоения сетчатки до рака. И кажется, это правда. А ещё правда то, что «Пришествие» помогает жертвам домашнего насилия и мошенников-риэлторов, сиротам и одиноким старикам, при этом не требуя отдавать пенсию, наследство или квартиру в фонд организации.
«Здесь ведь как: чем больше ты занимаешься благотворительностью, тем глубже погружаешься в тему, и со временем перед тобой открываются такие бездны, что даже Данте бы удивился».
Что же не так с этой «семьёй»? В чём подвох? И чем платят адепты «Пришествия» за многочисленные блага? В этом и предстоит разобраться журналистке Лизе, а вместе с ней и читателям.
2022 год
256 страниц