Птица сна и дерево жизни: о чем способны рассказать замысловатые узоры северян | «Красный Север»
0°C

обновлено: 11:15, 05 декабря 2023

Культура

Птица сна и дерево жизни: о чем способны рассказать замысловатые узоры северян

Народный мастер РФ, мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел ЯНАО Роза Тимофеевна Накова родилась в кочевой семье в Приуральском районе Ямала. Она чтит культуру и традиции своего народа: владеет языком ханты, шьет национальную одежду, из природных материалов создает предметы быта.

Время для чтения ~ 9 минут


Об орнаментах, которыми украшают люльку для младенца, важном для женщины предмете, находящемся при ней всю жизнь, и других традициях одного из коренных малочисленных народов Севера Роза Накова рассказала журналисту «Красного Севера».

Традиции народа ханты я перенимала от родителей. Любая женщина в чуме приучает своих дочерей с детства к шитью. Начинается все с национальных кукол, которых девочки делают из утиных носов или из свернутых лоскутков ткани. В любом случае у них не должно быть лица, чтобы, как считают коренные северяне, они не сглазили свою владелицу. Лет с пяти девочки учатся красиво обшивать своих куколок. Они копируют для них национальную одежду, с одним отличием — у нее нет рукавов. Вот так, начиная с кукол, я тоже училась шить.

Роза Накова


Как рассказала Роза Накова, примерно в 7 — 8 лет ее начали приобщать к выделке оленьих шкур. Сначала это были небольшие кусочки или лапки, которые обрабатывала юная мастерица. Мама ей подсказывала, оценивала качество выделки. Лет в 12 Роза уже могла выкроить и сшить для младших детей в семье традиционную обувь — меховые бурки и тоборы.

Куколки из утиных носов в национальной одежде и сумочка с орнаментом «глухарь». Фото: из личного архива Розы Наковой
Куколки из утиных носов в национальной одежде и сумочка с орнаментом «глухарь». Фото: из личного архива Розы Наковой

Одно время семья Розы Наковой кочевала в районе реки Собь Приуральского района. Позже ее родители перебрались в Шурышкарский район, поэтому девочке довелось учиться в школах-интернатах двух сел — Катравож и Питляр. В юном возрасте она продолжала заниматься традиционным рукоделием в творческих кружках, ходила на мастер-классы известных тогда мастериц. Уже в то время работы школьницы отправляли на выставки, в том числе в Тюмень.

Знаниям традиций своего народа и умениям я обязана родителям. Их не стало, когда мне исполнилось 30 лет. Тогда я поняла, что должна заниматься тем, чему меня научили в семье. В чуме краешком глаза я всегда наблюдала, что делает мама. Сейчас я могу повторить даже то, что раньше не пробовала. Руки сами делают, сама не понимаю, как это получается. Наверное, это передалось на генетическом уровне.

Роза Накова


У ханты есть традиция — когда девушка выходит замуж, мама ей дарит сумочку (тучан) для предметов рукоделия. Когда она изнашивается, то женщина шьет себе новую, которая переходит потом ее дочери на память. А первая сумка вместе с ней уходит в иной мир.

Сумочка с орнаментом «березовая ветка» и «уши большого зайца». Фото: из личного архива Розы Наковой
Сумочка с орнаментом «березовая ветка» и «уши большого зайца». Фото: из личного архива Розы Наковой

У народа ханты много разнообразных орнаментов, их используют для украшения одежды и бытовых предметов. Раньше эти рисунки заменяли письменность, которая появилась у коренных малочисленных народов Севера относительно недавно, в советское время. Считывая отображенные на одежде орнаменты, можно определить, откуда человек — из собских, обских, полуйских, сынских или других хантов. Интересно, что сложность и великолепие этих рисунков зависит от территории проживания.

Если чум стоит в лесотундре или в лесной зоне, то дров там в избытке, можно поддерживать огонь круглосуточно. Если же это голая тундра, то требуется значительно больше усилий, чтобы найти топливо для обогрева и приготовления еды. Поэтому для занятий рукоделием в таких местах у женщин меньше времени, да и в холоде особо не пошьешь. К примеру, у хантов более разнообразные и сложные орнаменты по сравнению с ненцами именно из-за разницы в природных условиях в местах их проживания.

Роза Накова


Народы Севера живут в гармонии с природой, поэтому их орнаменты связаны с животным и растительным миром. Причем животных, птиц и рыб в большинстве случаев изображают не полностью, а определенные части — рога, зубы, следы, хвосты, позвоночник, уши, крылья и так далее.

Люлька из бересты с национальными орнаментами «глухарь», «большой локоть лисы», «большая березовая ветка». Фото: из личного архива Розы Наковой
Люлька из бересты с национальными орнаментами «глухарь», «большой локоть лисы», «большая березовая ветка». Фото: из личного архива Розы Наковой

Все, что окружает оленевода, охотника и рыбака, отображается не только на одежде, но и на предметах быта (посуде, мебели). К примеру, на люльке из бересты обязательно должен быть орнамент глухаря. По верованиям северян, душа заснувшего младенца парит по просторам земли, как птица, и возвращается при пробуждении. Изображение глухаря способствует этому и оберегает сон малыша. Береста на люльке скрепляется нитями из сухожилий животных или корнем кедра. Также на нее принято вешать «глухой» колокольчик, отгоняющий злых духов. Его делают из пузыря глухаря или из бересты, а внутрь засыпают высушенные почки березы.

Еще у народа ханты есть традиция вешать небольшие колокольчики на одежду маленьким детям, когда они самостоятельно начинают ходить. Их звон оберегает территорию, а мать уверена, что ребенок находится поблизости.

 Орнамент на меху «морошка» и «щучьи зубы». Фото: из личного архива Розы Наковой
Орнамент на меху «морошка» и «щучьи зубы». Фото: из личного архива Розы Наковой

Ханты относятся с большим уважением к березе, не рубят без надобности и часто изображают ее орнамент. Ее дрова дают тепло, а береста — отличный материал для разных изделий. Например, в старину из нее делали летнее покрытие для чумов. Кроме того, это важное для хантов дерево обладает лечебными свойствами. Орнамент «березовая ветка» имеет несколько разновидностей, ее изображают изогнутой, пушистой, сломанной.

Северяне всегда благодарили природу за ее дары. Кроме орнамента березы, ханты изображают сосну, кедровую шишку и корень кедра. Конечно, уделено внимание рекам, есть соответствующие орнаменты — «волна», «рябь на воде». По сути, любое изображение несет защитную функцию, но не все из них позволено использовать на повседневных предметах. Есть тотемные, предназначенные для священных праздников. В их числе все орнаменты, посвященные медведю, и некоторые другие. Есть нейтральные изображения, связанные с лосем, оленем, растениями.

Роза Накова


К числу праздничных относятся орнаменты «след медведя», «позвоночник медведя», «уши медведя», «голова медведя» и прочие. Их изображают на варежках, рубашках, шапках, поясах, посуде, предназначенной для «Медвежьих игрищ» — праздничного обряда народов ханты и манси, для которых это животное священное. В течение нескольких дней медведю поклоняются, исполняя песни, танцы и театрализованные представления.

Национальные сумочки. Фото: из личного архива Розы Наковой
Национальные сумочки. Фото: из личного архива Розы Наковой

Роза Накова с мужем вырастили четверых детей, двое из которых приемные. Кроме того, у них уже есть двое внуков. В 2011 году семья переехала из Питляра в Салехард. Все эти годы Роза Тимофеевна работает в ГКУ «Центр развития внешних связей ЯНАО». Она участвует в организации и проведении различных выставок, оформлении стендов региона с местным колоритом. Также рукодельница проводит мастер-классы на многочисленных мероприятиях окружного и межрегионального уровней.

Неоднократно со своими работами Роза Накова становилась победительницей на выставках и фестивалях. В 2010 году была награждена медалью «Лауреат ВВЦ» от Всероссийского выставочного центра (Москва).


5

0

1

0

0

0



обновлено: 11:15, 05 декабря 2023

Темы

Салехард, КМНС, Культура, Традиции