Рассказы о писателях. Буревестник революции, женское перо и графические сказы | «Красный Север»
0°C

обновлено: 08:07, 29 марта 2023

Культура

Рассказы о писателях. Буревестник революции, женское перо и графические сказы

После обзора книг молодых современных авторов обязательно приходит пара комментариев о том, что незачем читать новое, если ещё классика не вся прочитана. Не будем спорить с этим мнением, просто расскажем о книгах, которые и о литературном наследии рассказывают, и в раздел новинок вполне попадают.

Время для чтения ~ 8 минут


Павел Басинский. «Горький: Страсти по Максиму».

Павел Басинский, писатель, литературовед и литературный критик, широко известен благодаря нескольким книгам, посвящённым жизни и творчеству Льва Толстого. Но сегодня мы порекомендуем его неподцензурную биографию Максима Горького, опубликованную впервые в 2005 году. Она, во-первых, наиболее полная из имеющихся биографий писателя, а во-вторых, написана столь увлекательно, что читается как роман с детективной основой. Да и как не почитать о Горьком в канун его дня рождения, ещё и в почти юбилейный, сто пятьдесят пятый, год с этой даты.

Максим Горький до сих пор считается одной из самых неоднозначных фигур своей эпохи — споры вызывает как его личность, так и писательские способности. Как мальчику с трудным детством удалось стать довольно влиятельной фигурой, связано ли творческое признание Горького с его близостью к власти и что всё-таки стало причиной смерти писателя — болезнь или чья-то злая воля? С этого последнего вопроса и начинает книгу Павел Басинский, биографию буквально открывает заключение к протоколу вскрытия тела Горького. А дальше — анализ многочисленных версий о смерти, цитаты из документов, писем, докладных и телеграмм. Многое в этом вопросе Басинский проясняет, но вывод читателю придётся сделать самостоятельно. Сразу после главы о смерти следует часть с названием «День первый», в которой автор знакомит нас с непростым детством будущего Горького, а пока Алексея Пешкова, рождённого в Нижнем Новгороде. И снова история начинается с официального документа — метрической записи в церкви прихода, к которому принадлежали родители новорождённого.

Так день за днём, период за периодом, перемежая складный рассказ многочисленными документами, письмами, воспоминаниями современников и фотографиями, Басинский ведёт читателя по яркой сложной судьбе Максима Горького. Постепенно вырисовывается личность писателя, проясняются истоки его жизненной философии и политических взглядов, становятся понятными решения сначала эмигрировать, а затем и вернуться на родину. Горький к последним страницам книги окончательно перестаёт быть портретом в школьном кабинете литературы и обретает жизнь.

Отдельно отметим обилие фотографий, представленных в биографии, помимо главного героя на них можно увидеть Шаляпина, Ленина, Андреева, Гумилёва, Блока и, конечно, Молотова со Сталиным, несущих урну с прахом Максима Горького.

2018 год

540 страниц.

Мария Нестеренко. «Розы без шипов. Женщины в литературном процессе России начала XIX века».

Мария Нестеренко — филолог, журналист, докторант Тартуского университета, занимается историей женской литературы в России. Публиковалась на сайте «Горький», в журналах «Новый мир» и «Октябрь». Книга «Роза без шипов» — результат исследований автора на стыке литературоведения и социологии. И интересна она будет всем, кто хочет узнать побольше о литературном процессе в России первой трети ХIX века вообще и о роли женщин в этом процессе.

Конечно, поэтессы и писательницы были и раньше, нельзя сказать, что до девятнадцатого века женщины не касались пера, но именно в то время, о котором пишет Нестеренко, начинается дискуссия о допустимости роли творца для «представительниц прекрасной половины человечества», об их способностях в области словесности. Ход этой дискуссии, аргументы сторон и очень медленное движение от пренебрежительно-оскорбительного отношения к писательницам и поэтессам к признанию права женщины на литературный труд и раскрывается в книге «Розы без шипов». Мария Нестеренко в исследованиях опирается на документы эпохи, преимущественно — журнальную периодику, а в качестве основной героини выбирает Анну Петровну Бунину. Российская поэтесса и переводчица, которую одни современники называли Десятой Музой и Северной Коринной, а другие так спешили от неё избавиться, что считали уместным устроить импровизированные похороны для пока ещё живой Буниной, в наши дни известна лишь малому количеству специалистов. Между тем Карамзин однажды заметил, что «ни одна женщина не писала у нас так сильно», а Вальтер Скотт рассказывал, что в 1817 году получил письмо от Анны Петровны, в котором она высказывалась о поэме Скотта «Мармион». Очевидно, реплик выдающихся мужчин прошлого недостаточно, чтобы заинтересовать большую аудиторию судьбой и творчеством Буниной, возможно, с этой задачей справится книга современной исследовательницы Нестеренко.

2022 год

280 страниц.

«ПП Бажов: графический роман». Группа авторов.

Кажется, здесь всё ясно из названия, но мы всё же расскажем немного об этой книге. Павел Бажов известен как автор сказов, созданных по мотивам старинных устных преданий уральских горнорабочих и основанных на краеведческом материале. И материал этот, и предания Павел Петрович собирал сам, а потом сумел найти подходящую форму, чтобы увлечь уральскими историями жителей и других регионов страны. Скорее всего, большинство из вас помнят самый известный сборник автора — «Малахитовая шкатулка», где и Хозяйка Медной горы, и Данила-мастер, у которого никак не выходит каменный цветок. Но даже из тех, кто помнит книгу, прочли её далеко не все. Уже для детей девяностых язык сказов казался архаичным и тяжеловесным, о современных тинейджерах и говорить нечего — у творчества Бажова слишком много ярких конкурентов. Но сказы важны, они навсегда останутся в истории русской литературы и культуры Урала, поэтому группа талантливых художников решила нарисовать по ним графические новеллы.

21 человек, каждый из которых подошёл к делу творчески, представили своё видение сказов и их роли в литературе, а главное — художники смогли продемонстрировать, что давно забытое старое может отлично вписываться в современную массовую культуру. В книге есть несколько разделов: биография, сказы, фанфики и бэкстейдж. О первой и второй части всё понятно из названий, о двух оставшихся скажем подробнее. В фанфиках авторы — текстовики и иллюстраторы — придумали альтернативные сказы о самом Бажове. От вполне реалистичных историй до мистических. А в разделе бэкстейдж представлены черновики, эскизы и наброски. Отдельного внимания в этом разделе заслуживает работа о бороде Бажова, которая зажила своей жизнью.

Яркие краски и чёрно-белая стилистика, детальная реалистичная прорисовка и мягкая растушёвка, чёткая раскадровка и хаотичное расположение элементов на листе — каждый автор представил Бажова в уникальной манере, но все они бережно обошлись с наследием Павла Петровича.

Этот графический роман адресован, прежде всего, молодым людям, которые почти не знакомы с творчеством Бажова, но и почитателям его таланта книга может быть интересна.

2022 год

224 страницы.


2

0

3

0

0

0



обновлено: 08:07, 29 марта 2023

Темы