Культура
Шедевральное настроение фотографа и художника из Салехарда Веры Пацевой
Можно ли быть художником и фотографом одновременно? Хватит ли сил и времени, чтобы самореализоваться сразу на двух творческих площадках — сполна излить душу холсту и ухватить за хвост Жар-птицу ускользающего мгновения? Знакомьтесь — Вера Пацева из Салехарда одинаково хорошо управляется с палитрой и зеркалкой. Подобно обоерукому воину она впечатляет, завораживает, поражает…
Время для чтения ~ 9 минут
Наша героиня с детства обожала библиотеки. Часами перебирая книги и журналы, она искала иллюстрации, подолгу их рассматривала, вникала в технику живописцев.
– Так вышло, что не специальная, а художественная литература разных жанров послужила для меня учебным пособием, — вспоминает северянка, и добавляет: ее единственные учителя — это бабушка и мама, очень талантливые, самобытные, творческие личности.
Бабушка была самоучкой, что не мешало ей готовить будущих студентов для поступления в художественные учебные заведения. На пару с дочкой — мамой Веры — они рисовали афиши для фильмов и концертов. А первой полностью самостоятельной работой нашей собеседницы стал образ русалочки Ариэль, навеянный известным диснеевским мультфильмом.
Вера Пацева: «Умение рисовать — это навык, который нужно развивать. Как в спортивном зале мы тренируем мышцы, так и в живописи мы можем совершенствовать свои способности. Главное — пробовать и не сдаваться при первых трудностях».
Первая выставка, первый успех
Возможно, мы никогда не узнали бы о художнике Вере Пацевой, но шесть лет назад по воле случая она оказалась на Ямале. Так уж сложилось, что именно здесь она получила возможность творить в полную силу.
– До переезда в Салехард я жила в Екатеринбурге, работала фотографом в различных журналах, создавала рекламные образы для магазинов. А вот времени на живопись почти не оставалось: работа, дом, дети, кружки, — признается художница.
Однажды знакомый попросил ее написать для коммерческой организации двенадцать картин о северах. Вера выполнила заказ в технике цифровой живописи, но гонорар так и не получила — фирма заказчика прекратила существование. Потом эти картины увидели знакомые сотрудники музейно-выставочного комплекса имени Шемановского в Салехарде и предложили организовать первую персональную выставку. Проект удался, открыв перед нашей героиней массу возможностей.
– По сути, с той выставки и началась моя карьера художника, — отмечает Вера Пацева. — После нее меня стали узнавать, а картины — покупать.
Цифровая живопись — не единственная техника, в которой работает наша землячка. В своей мастерской она пишет и маслом, и акрилом. А недавно ей выпал шанс расписать одиннадцатиметровую стену в студии йоги. Это был ее первый монументальный опыт.
– Я изобразила горный пейзаж. Сначала переживала, как поведет себя незнакомая краска, какие возможности даст для работы. Немного боялась размера «полотна», — признается собеседница. — Однако все удалось. Заказчики остались довольны, а я получила огромное удовольствие от процесса. Хотя внутренний критик не дремлет, и я понимаю, что могла бы сделать лучше…
Кстати, работая над этим заказом, Вера часто вспоминала картины своего любимого художника Николая Рериха, его мастерство в изображении гор и передаче цвета.
Северянка часто применяет свои художественные и фотографические навыки в жизни. Недавно она увлеклась модой и вместе с единомышленниками сшила небольшую коллекцию одежды.
«Замечаю красоту вокруг»
О фотографии Вера тоже не забывает. Говорит, что навыки, приобретенные за годы работы с камерой, очень помогают в написании картин.
– Как фотограф, я не могу не видеть оттенки человеческих эмоций и красоту всего сущего. Даже просто гуляя по городу, подмечаю, как свет падает на листья, как они шелестят на ветру. Сосредоточившись на таких моментах, забываю о городском шуме, повседневной суете, растворяюсь в них. Это и есть мое вдохновение.
На вопрос, кто же она больше — художник или фотограф, Вера лишь пожимает плечами. Для нее одного без другого не существует.
Вере Пацевой до сих пор интересна фешен-фотография, потому что она выходит за рамки простого показа одежды, аксессуаров, косметики. Это тоже творчество.
– Фотография и живопись тесно связаны. Они отражают картину, эмоции и ощущения как самого себя, так и окружающего мира, — продолжает собеседница. — Больше всего люблю изображать природу, животных, людей. Мне нравятся темы, которые несут успокоение, созидание, доброту и теплоту. Наверное, поэтому я позиционирую себя как художник-иллюстратор. Мне не важна техника. Важно восприятие. Я могу написать не так художественно, как этому учат в школах, но сумею передать теплоту, эмоцию и ощущение в картине.
Творчество как терапия
Год назад наша героиня вышла на новый уровень — открыла мастерскую для взрослых. В непринужденной и доброжелательной атмосфере посетители отдыхают от трудовых будней и запасаются ресурсом для новых свершений — с кисточками или мелками в руках.
– Некоторые приходят, чтобы посмотреть, подходит ли им живопись как инструмент для самовыражения. Потом кто-то уходит, кто-то остается, — отмечает Вера. — Часто люди говорят, что не умеют рисовать, называют себя «криворучками». Эти оставшиеся с детства установки мешают раскрыть истинные возможности. На занятиях мы проговариваем такие моменты и начинаем творить. Все, что требуется от человека, — это немного усилий над собой. Я же должна пошагово и доступно объяснить, с чего начать.
Недавно в мастерской появилась и детская группа. Об этом её хозяйку просили молодые мамы, посещающие занятия.
– Стараюсь, чтобы здесь не было строгости и регламента, как в художественной школе. Дети сами диктуют правила (смеется). Конечно, сначала идет изучение основ, но выбор материалов остается за ними. Пусть это будет блестящая ручка, золотые краски или акварель. Моя задача заключается в том, чтобы они могли самовыражаться как хотят. Только так любовь к творчеству не угаснет.
Кроме всего вышеперечисленного, наша героиня еще и дипломированный арт-терапевт.
– Всегда знала, что живопись, как и любое другое творчество, благоприятно влияет на человека. Мне хотелось углубиться в эту тему, поэтому пошла учиться. Сеансы арт-терапии, которые я проводила, строились в щадящем режиме. Глубокая работа — это прерогатива психолога. Моя же задача — не навредить. Поэтому я использую только ресурсные, позитивные техники, направленные на работу со страхами и тревожностью. Однако на этот род деятельности времени почти нет.
Текст: Ольга Киприна
Журнал «Северяне», № 4, 2024 г.