обновлено: 13:25, 30 сентября 2024
Культура
Сто лет назад родился главный плейбой кинематографа — Марчелло Мастроянни
Марчелло Мастроянни называют актером-эпохой итальянского кино. Страстный любовник, журналист, интеллигент… Он мог играть романтические роли, комедийных персонажей. Женщины сходили по нему с ума, а режиссеры — мечтали заполучить его в фильм. 28 сентября исполняется 100 лет со дня его рождения. Собрали интересные факты о знаменитом актере.
Время для чтения ~ 10 минут
Биография Марчелло Мастроянни
Детство и юность
Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1924 года в деревне Фонтана Лири, которая находится в Апеннинских горах. Его родители — Отторино Мастроянни и Ида Иролле. В семье считалось, что девичья фамилия Иды Мастроянни — Иролле, и она родилась в 1898 году в итальянском городе Арпино. Однако писатель и журналист Энцо Бьяджи, написавший книгу о Марчелло Мастроянни, утверждал, что Ида перед смертью раскрыла тайну своего происхождения. Якобы до брака она носила фамилию Идельсон и была ребенком мещан еврейского происхождения из Минска — Моисея и Малки Идельсон. Когда девочке исполнилось восемь лет, семья эмигрировала в Германию, в Гамбург. Когда Ида выросла, переехала в Италию. При этом никаких доказательств еврейского происхождения Иды нет.
В Турине в семье Мастроянни родился еще один мальчик — Руджеро, впоследствии он также посвятил жизнь кинематографу, стал монтажером. Мастроянни жили бедно, ютились в одной комнате, зарплаты отца семейства, который трудился столяром, еле хватало сводить концы с концами. С 10 лет Марчелло брался за любую работу, чтобы помочь близким выжить. С кинематографом мальчик познакомился в 11 лет, когда попал в массовку фильма на студии «Чинечитта». Тогда и возник интерес к актерскому мастерству.
Образование
В 10 лет Марчелло Мастроянни окончил ремесленное училище, в 1943 году получил строительный диплом в Государственном индустриально-техническом институте имени Галилео Галилея. Он трудился техническим дизайнером в муниципалитете Рима, затем в Военно-географическом институте во Флоренции. После Кассибильского перемирия институт был поглощен военно-строительной организацией Тодта, которая работала в оккупированных фашистами странах.
Мастроянни пережил депортацию в лагерь на севере Германии, бежал оттуда, несколько месяцев прятался в Венеции, а когда закончилась война, переехал в Рим. Изучал строительство и архитектуру в Римском университете. Играл в студенческом театре, где познакомился с Джульеттой Мазиной, которая позже стала супругой Федерико Феллини.
Первые успехи Мастроянни в кино
В Риме Марчелло работал клерком, но мечтал об актерстве. Учился на курсах актерского мастерства, выступал в самодеятельных труппах. Парня заметил режиссер Лукино Висконти и предложил сыграть роль в театре в комедии Уильяма Шекспира «Как вам это понравится», пригласил в свой театр «Элизео». На четвертом курсе Марчелло решает расстаться с университетом и признает, что его призвание — кинематограф. Дебют в театре оказался успешным. Марчелло предлагают новые роли, он становится востребованным, его начинают узнавать.
Фильмография Мастроянни
В фильмографии Марчелло Мастрояни более 150 кинолент.
«Развод по-итальянски», 1961 год
Сорокалетний итальянец Фердинандо влюбляется в юную кузину, которая отвечает ему взаимностью. Развод в стране невозможен, и Фердинандо задумывает убить свою супругу, чтобы жениться на возлюбленной.
Фильм трижды номинирован на премию «Оскар», в том числе за главную мужскую роль, получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле, BAFTA — лучшему иностранному актеру, приз Каннского кинофестиваля — за лучшую комедию.
«Сладкая жизнь», 1960 год
Молодой журналист ведет богемную жизнь, вращается в кругах аристократии, но это не приносит ему удовольствия и творческих успехов, и он пытается вырваться из порочного круга.
Лента получила премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, две премии «Золотой глобус».
«Восемь с половиной», 1963 год
Режиссер Гвидо Ансельми хочет снимать фильм, на который выделены огромные средства и заявлены звезды. Но у него творческий кризис, съемки откладываются. Он перестает различать реальность и фантазии, воспоминания.
Фильм получил две премии «Оскара», главный приз Московского международного кинофестиваля, был номинирован на BAFTA.
«Ночь», 1961 год
В ленте показан один день из жизни писателя Джованни и его супруги Лидии. Лидия хочет разобраться в отношениях с мужем, в себе.
«Ночь» получила золотого медведя Берлинского кинофестиваля.
«Вчера, сегодня, завтра», 1963 года
Кинорассказы о трех женщинах, которые умеют добиваться своего.
Фильму присуждена премия «Оскар» за лучшую ленту на иностранном языке, премия BAFTA лучшему иностранному актеру.
«Очи черные», 1987 год
Советско-итальянско-американский художественный фильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам рассказа Антона Чехова «Дама с собачкой». Это лента о любви итальянца Романо к русской женщине Анне, которую сыграла Елена Сафонова. Пара знакомится на одном из европейских курортов и решает быть всегда вместе.
В фильме использовали сюжеты рассказов «Именины», «Жена» и «Анна на шее».
На Каннском кинофестивале фильм получил приз за лучшую мужскую роль. Британская киноакадемия признала ленту лучшим фильмом на иностранном языке.
Личная жизнь Марчелло Мастроянни
У Марчелло было множество любовных романов. Итальянец не бросал своих женщин — как правило, они сами уходили от него. Официально же он женился один раз.
Брак с Флорой Корабелой
Свадьба с Флорой состоялась в 1950 году. Марчелло уже знали во всем мире, он был обласкан женщинами и режиссерами. Невеста также была актрисой, а ее отец — знаменитым композитором. Марчелло жил за счет молодой жены и ее семьи. На какое-то время он стал примерным семьянином, родилась дочь Барбара. Но актер не долго продержался, начались измены, Флора скандалила, потом смирилась. Марчелло гулял, но всегда к ней возвращался.
Отношения с Софи Лорен
Лорен никогда не признавала, что с Мастроянни ее связывали не только рабочие, но и любовные отношения. Марчелло также не подтверждал, но и не отрицал романа с актрисой. На киноплощадке у них царило взаимопонимание и гармония. Об остальном зрители могут лишь догадываться. Софи Лорен долгие годы была замужем за Карло Понти.
Роман с Фэй Данауэй
Отношения с молодой актрисой Фэй Данауэй завязались у Марчелло в конце 60-х, когда они снимались в одном фильме. Актер утверждал, что страсть вспыхнула после первого поцелуя. Но Фэй поставила условие: мужчина должен быть свободным. Марчелло не согласился развестись с женой, и Фэй его бросила.
Катрин Денев: последняя любовь
С 27-летней Катрин актер познакомился в 46-летнем возрасте, когда они снимались в фильме «Это случается только с другими». Женщина отнеслась к нему прохладно, но ухаживания приняла. Катрин была неприступна, и Мастроянни решился даже на развод. Однако на предложение руки и сердца Денев ответила отказом. В 1972 году Катрин родила Марчелло дочь Кьяру, но это ничего не поменяло. Флора согласилась на развод, а Катрин по-прежнему не соглашалась стать Марчелло супругой.
Отношения с Марией Тато
Француженка, режиссер Мария Тато утешала актера в последние двадцать лет его жизни. Он уже болел раком поджелудочной железы, ценил заботу Марии и по-доброму о ней отзывался. Жили они в Париже. Тато записала на пленку семичасовой рассказ Мастроянни о его жизни и женщинах. После смерти Марчелло ее обвинили в попытках заработать на имени Мастроянни.
Мастроянни умер 19 декабря 1996 года в возрасте 72 лет. Обе его дочери, а также Денев и Тато находились с ним рядом.
«Наступает час, когда морщины на лице становятся красивее галстука»: цитаты Мастроянни
Марчелло был остроумен и интересен, а его высказывания становились крылатыми:
- «Моим идеалом всегда была Мэрилин Монро — красивая блондинка с налетом вульгарности»;
- «Итальянец не занимается сексом, он просто много говорит о нем»;
- «Знаток флиртует на пляже с самой бледнокожей девушкой — у нее весь отпуск еще впереди»;
- «Всю жизнь меня преследует мысль, что мужчины, видимо, не хотят быть свободными. Им всегда хочется быть чьими-нибудь рабами, например, карьеры или женщины»;
- «Любовь — это временная слепота на прелести других женщин»;
- «Влюбленную женщину легко заставить делать все, что ей хочется»;
- «Женские слезы есть продолжение разговора другими средствами».
Ранее «Красный Север» рассказывал о кумире 90-х — Кае Метове.