Женское дело. Северное сияние, путь к сыну и договор с совестью | «Красный Север»
0°C

Культура

Женское дело. Северное сияние, путь к сыну и договор с совестью

Материнство и репродуктивное поведение всё чаще становится объектом политической и общественной дискуссии. Многие люди считают, что рождение ребёнка — дело чуть ли не государственное, при этом женщина во время родов часто остаётся один на один с болью, страхом, уязвимостью, закостенелой системой родовспоможения. В сегодняшнем обзоре мы рассказали о трёх художественных произведениях, в которых рождение ребёнка — практически центральная тема. Отметим, что это книги не только для женщин, так как и мужчины тоже имеют некоторое отношение к зарождению новой жизни.

Время для чтения ~ 9 минут


Аудур Ава Олафсдоттир. «Человеческое животное».

Профессор истории искусства из Исландии, писательница и драматург Аудур Ава Олафсдоттир известна далеко за пределами Рейкьявика, в котором она родилась и выросла. Первый роман — «Возвышенная земля» — Олафсдоттир написала в 1988 году, а исландские читатели приняли его тепло. Следующую книгу писательницы — «Дождь в ноябре» — перевели на несколько европейских языков. За неё же Олафсдоттир получила первую литературную награду, которых с тех пор было немало. Сегодня писательница экспериментирует с литературными формами — спектакль по её пьесе успешно идёт на сцене Национального театра. На русском языке издано три романа Олафсдоттир.

«Человеческое животное» — книга, в которой появление человека на свет и зарождение света в человеке — центральные темы. Главная героиня — акушерка Дия. Она — представитель интересного рода, в котором большинство женщин вот уже многие поколения помогают людям рожать и рождаться, а родственники по линии отца, также не один десяток лет, заняты в похоронном деле. Эта семья буквально встречает и провожает чуть ли не каждого человека в Исландии. Сама Дия на момент действий романа приняла на свет больше двух тысяч младенцев. Но этот роман не о Дие. Или не только о ней. Он о двоюродной бабушке главной героини и о её удивительном взгляде на человека. Эта женщина прожила долгую жизнь, больше девяноста лет, работала акушеркой, поприветствовала больше пяти тысяч новых исландцев и была в некотором роде легендой. Все знали, что каждому младенцу, на чьих родах она присутствовала в качестве акушерки, Фива дарила что-то, связанное своими руками, — пинетки, шапочку, кофточку. Для каждого новорождённого у неё находились важные слова-напутствия, для каждой матери — слова поддержки или утешения. Умирая, эта мудрая добрая женщина говорит своей внучке Дие, что той предстоит закончить за неё кое-какие дела. Дия уверена, что речь об акушерстве, которым она и так уже много лет занимается, но вскоре находит три рукописи, над которыми двоюродная бабушка работа, похоже, всю жизнь. В этих работах Фива пыталась разобраться, что за животное — человек, зачем он нужен природе, в чём его уязвимые и сильные стороны, и — главное — откуда берётся тот свет, который есть в каждом новорождённом?

«Человеческое животное» — роман небольшой, неспешный и очень поэтичный. Исландцы умеют смотреть на мир под особым углом и делятся этим взглядом в своей литературе.

2023 год

192 страницы

Перевод Татьяны Шенявской.

Маргарита Ронжина. «Одиночка».

Маргарита Ронжина — молодая писательница из Екатеринбурга. «Одиночка» — её дебютный роман, до этого автор работала с малой формой (её рассказы были опубликованы в журнале «Юность»). Маргарита Ронжина — участница нескольких писательских форумов и резиденций: форума молодых писателей «Липки», «АСПИ. Новое поколение», «Таврида-Арт». О романе «Одиночка» пишут книжные обозреватели и блогеры, его обсуждают на книжных клубах, кажется, это текст, который стоит внести в свои читательские списки.

Главная героиня романа «Одиночка» — Саша. Ей немногим больше двадцати лет, и она не была готова ни к чему из того, что случилось в её жизни. Не готова была к разводу родителей в своём детстве, не была готова к ранней потере матери, к череде похорон, случившихся за пару лет, не готова к тому, что любимый мужчина, с которым Саша жила под одной крышей, окажется циничным мерзавцем, не была готова к беременности и к тому, что станет матерью-одиночкой. И уж совсем никто и никогда не может быть готов к тому, что в целом благополучная беременность закончится рождением ребёнка с особенностями здоровья.

Саша буквально обнаруживает себя лежащей на кафельном полу родильного отделения, оглушённой новым статусом и подозрением, что с мальчиком что-то не так. Да, молодая мать настолько растеряна и не готова жить в новой роли, что рожденного ею человека она долгое время отстранённо называет мальчиком. Через страх, растерянность, сопротивление и депрессию Саша постепенно принимает и своё новое положение, и своего особенного сына. Она открывается подругам, отцу, миру. Любовь к ребёнку вырастает не под общественным давлением, не по требованию социума, Саша растит её в себе вместе с растущим младенцем. И эта любовь в итоге оказывается глубокой и действенной.

«Одиночка» — роман о любви и надежде, о материнской силе и ценности поддержки, о том, что невозможно стать опорой другому, пока не начнёшь доверять себе.

2023 год

416 страниц

Мо Янь. «Лягушки».

Мо Янь — китайский писатель, которого называют то самым креативным, то шокирующим. Он родился в провинции Шаньдун, во время «культурной революции» вынужден был бросить школу и несколько лет работал в селе. В 21 год Мо Янь потупил на службу в Народную освободительную армию Китая, а в 26 — опубликовал свои первые произведения. В 30 лет к писателю пришла популярность, когда вышел в свет его роман «Красный гаолян», позже экранизированный. За свои одиннадцать романов и несколько десятков рассказов Мо Янь получил множество литературных премий и наград, почетнейшую из них — Нобелевскую — ему вручили в 2012 году с формулировкой за «галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью».

Главная героиня романа — Вань Синь. В 1953 году ей исполнилось семнадцать лет, она только что закончила медицинское училище. Девушка выучилась на акушерку, помогать женщинам в родах — её мечта и смысл жизни, так она чувствует. В это время в Китае большинство женщин и их семьи предпочитали пользоваться услугами безграмотных повитух, которые часто вредили младенцам и роженицам. Общество сопротивляется образованным акушеркам, не доверяя новомодному медицинскому подходу к естественному процессу родов. Вань Синь мужественно сражается с мракобесием и постепенно завоёвывает авторитет. Она рада помогать малышам рождаться. Но в конце семидесятых годов в Китае принимают закон «Одна семья — один ребёнок», и та, кто долгое время видела смысл своей жизни в акушерстве, вынуждена выполнять волю партию и прерывать беременности. У Вань Синь нет и тени сомнения в том, что она делает. Она истинная партийка, она не собирается задумываться над законами, которые приняты в стране, она уверена, что всё — на благо народа. Чем дальше, тем жёстче и абсурднее действует Вань Синь, но это не может продолжаться долго и пройти бесследно.

«Лягушки» — роман, написанный в эпистолярном жанре. По сюжету Кэдоу, племянник Вань Синь считает свою тётушку легендарной личностью, чья судьба достойна книги. Чтобы эту книгу написать, он затевает переписку на несколько лет, в которой постепенно исследует путь Вань Синь и помогает ей самой разобраться в собственной жизни.

2020 год

416 страниц

Перевод Игоря Егорова.


0

0

0

0

0

0



Темы