Жительница Ямала получила спецприз Международного фестиваля Kustendorf CLASSIC | «Красный Север»
0°C

обновлено: 08:41, 29 января 2024

Культура

Жительница Ямала получила спецприз Международного фестиваля Kustendorf CLASSIC

В начале осени Зоя Пенькова, лауреат международных конкурсов, студентка Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, стала обладателем специального приза режиссёра Эмира Кустурицы на фестивале русской классической музыки Kustendorf CLASSIC в Сербии. А начиналось всё в Тарко-Сале, где, признаётся Зоя, всегда находится частичка её души.

Время для чтения ~ 8 минут


– Помните ли вы знакомство с музыкой, первые уроки и концерты?

– Инструментом я заинтересовалась в пять лет, когда на концерте в садике мальчик из группы вышел на сцену и сыграл на скрипке. Через год я сама попросила родителей отвести меня в музыкальную школу. Но моей первой оценкой оказалась двойка! Более того, на этот экзамен мама попросила меня как следует собраться, но я так старалась, что взяла две левые туфельки. В семь лет участвовала в своём первом конкурсе «Новые имена»: мне дали первое место и рекомендовали в номинации «Приз Надежда». Что касается первых ощущений от концертов, я помню одно: мне всегда не терпелось выбежать на сцену, чтобы показать всем, что я умею! В том возрасте у меня была отличная самооценка!

С Эмиром Кустурицей. Фото: предоставлено из личного архива Зои Пеньковой
С Эмиром Кустурицей. Фото: предоставлено из личного архива Зои Пеньковой

«Это моё первое выступление за границей, но с волнением я справилась. Никто не ожидал, что будет специальный приз от основателя фестиваля, Эмира Кустурицы, и уж тем более я не ожидала, что получу этот приз. Я очень рада!»

– Расскажите о ваших педагогах. Что в их подходе мотивировало вас, вдохновляло на развитие?

– Каждый год с концертами и мастер-классами к нам приезжали выдающиеся Борис Андрианов, Рэм Урасин, Роман Минц, Дмитрий Бугаев и Николай Сивчук. Но именно виолончелист Борис Андрианов очень повлиял на мою судьбу. Это была словно первая любовь! Я оказалась настолько им очарована, что месяцами переслушивала концерт со слезами на глазах и очень ждала новой встречи. Это подстегнуло меня к упорным занятиям, а целью стала Москва — место жительства великих маэстро, столица одной из лучших классических школ.


Десятый фестиваль русской классической музыки Kustendorf CLASSIC состоялся при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». В конкурсной программе участвовали молодые исполнители из Омска, Оренбурга, Тюмени, Ханты-Мансийска, Москвы и с Ямала.


И, конечно же, значительный вклад в моё профессиональное развитие внесла Надежда Фирстова — мой первый педагог, моя родственная душа, с которой мы до сих пор постоянно созваниваемся. Мнение Надежды Брониславовны для меня всегда важно, даже при выборе новой программы. Она выдающийся человек и тот педагог, который никогда не заставляет заниматься, а прививает любовь к скрипке на всю жизнь. Думаю, поэтому каждый ученик вспоминает о ней с любовью. У неё невероятное количество историй из жизни, которые только мотивировали меня. Одна из них — о её сыне Модесте, который учился у лучших педагогов в Москве, а сейчас — артист Академического симфонического оркестра Московской филармонии под руководством дирижёра Юрия Симонова.

– А дальше?

– Следующим шагом стал Уральский музыкальный колледж в Екатеринбурге. Я поступила в класс к замечательному педагогу Светлане Онучиной, которая училась в Московской консерватории. Благодаря ей, я взяла Гран-при на своём первом международном конкурсе, сыграла с оркестром, участвовала в разных фестивалях и получила бесценный опыт. Но время шло, и я понимала, что мне нужно большее. Далее было поступление в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, в класс профессора Владимира Иванова, а затем в консерваторию на бюджет, в класс профессора Алёны Чверток. Этот длинный путь каждый день напоминает мне о том, насколько ценны все люди, которые повстречались.

– Как воспитать в ребёнке культуру слушателя? И как вы думаете, стоит ли учить исполнительскому мастерству всех детей или только тех, у кого есть явные способности?

– На мой взгляд, необязательно вести каждого ребёнка в музыкальную школу, только если он хочет этого сам. Важно прислушаться к нему, иначе он возненавидит классику, и возникнет стереотип, что ноты — это скучно, а обучение мучительное и неинтересное. На первом этапе достаточно прослушивания музыки в раннем детстве. Думаю, что начинать стоит с таких композиторов, как Моцарт, Бетховен, Гайдн, Шопен, Штраус, Чайковский. Мелодия должна быть гармоничной, без значительных перепадов громкости, ритма, скорости и средней длины — не больше пяти минут. Очень важно наблюдать за реакцией ребёнка, чтобы понимать, что ближе ему.

Фото: предоставлено из личного архива Зои Пеньковой
Фото: предоставлено из личного архива Зои Пеньковой

Огромную роль играют родители. Очень часто я слышу от взрослых людей, что в детстве была мечта освоить какой-либо инструмент, а старшие не прислушались. И наоборот, родители заставляли заниматься, и образовалась травма. А ведь классическая музыка настолько разнообразна, что всей жизни не хватит, чтобы изучить всю её многогранность! Если всё-таки ребёнок горит желанием, у него есть способности, главное — поддерживать его.

Одарённые дети очень впечатлительны и ранимы. Ни в коем случае нельзя давить, сравнивать с другими ребятами и заставлять заниматься. Как мы знаем, всё имеет меру. У меня самой был период, лет в девять — одиннадцать, когда я хотела гулять, общаться с друзьями, но никак не заниматься на скрипке. Не считаю, что я что-то упустила: у меня было детство! В определённый момент я сама осознала, что хочу посвятить скрипке всю жизнь. Благодарю свою семью, что родные ко мне прислушивались, иначе это был бы не мой путь.

И напоследок поделюсь маленьким секретом, только никому не рассказывайте! Даже сейчас у меня бывают дни, когда я не хочу заниматься. Но стараюсь принять этот факт спокойно, переключиться на другую деятельность, а затем вернуться к занятию, поблагодарив себя за отсутствие чувства вины.


Текст: Анастасия Русина

Журнал «Ямальский меридиан», № 12, 2023 г.


1

0

0

0

0

0



обновлено: 08:41, 29 января 2024

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, Культура, Конкурсы, Творчество, Награды