Комета Понса-Брукса в апреле 2024: когда и как ее увидеть | «Красный Север»

«Дьявольская» комета Понса–Брукса летит к Земле: стоит ли бояться и где ее увидеть

В апреле 2024 года жители Земли смогут увидеть «дьявольскую комету» Понса–Брукса. Свое название она получила из-за газообразных «рогов», которые венчают небесное тело. Комета Понса–Брукса гигантского размера и в несколько раз превосходит гору Эверест. Где можно увидеть «дьявольскую комету» и грозит ли Земле столкновение с ней — в материале «Красного Севера».

Время для чтения ~ 5 минут

Что известно о комете Понса–Брукса

Из-за формы в виде рогатого полумесяца комету также сравнивали с «Тысячелетним соколом» — космическим кораблем «Звездных войн». К Земле гигантский «сокол», который вращается вокруг Солнца, впервые приблизится к Земле за последний 71 год.

Комета Понса–Брукса (12P/Pons-Brooks) — короткопериодическая комета из семейства Галлея. Она представляет собой огромное ледяное тело диаметром 20 км.

В 1883 году комета была случайно открыта американским астрономом Уильямом Бруксом.

Повторно небесное тело было обнаружено 12 июля 1812 года французским астрономом Жан-Луи Понсом в Марсельской обсерватории. Так совпало, что именно в эту дату — 12 июня по старому стилю 1812 года — наполеоновская армия перешла границу России. Тогда в обращении к своей армии французский император назвал это вторжение «Второй Польской войной», которая «покончит с неуместным влиянием России на дела Европы». Имеет ли смысл проводить какие-то параллели в 21 веке, с учетом текущей ситуации в мире, решать политологам и историкам.

Астроном Жан-Луи Понс описал открытую им комету как маленькую, плохо различимую туманность без хвоста. Большую часть периода обращения вокруг Солнца она имеет чрезвычайно низкую яркость, поэтому ее невозможно обнаружить с поверхности Земли даже с помощью мощнейших приборов.

Периодически комета подвергается мощным вспышкам активности, и ее яркость возрастает в сотни раз. Вспышки связаны с явлением криовулканизма, при котором из ядра извергаются вода и газы.

Сейчас комета Понса–Брукса яркая как никогда, и доступна для наблюдений невооруженным глазом за пределами городских поселений, где не мешает световое загрязнение.

В 2016 году было опубликовано исследование, в котором утверждалось, что эта комета может быть родоначальницей метеорного потока.

Когда «дьявольская комета» приблизится к Земле в 2024 году

Издавна с кометами связывали разные приметы, легенды и реальные исторические события. Так, в январе 1584 года легендарный российский правитель Иван Грозный увидел комету с крестообразным небесным знамением и предсказал свою скорую гибель.

В новый визит кометы Понса–Брукса случится необычное комбо: небесное тело приблизится к Земле во время полного солнечного затмения. 8 апреля в 19:38 по московскому времени его могут наблюдать жители США, Канады и Мексики. «Дьявольская комета» будет находиться в 27º от Солнца, недалеко от яркого Юпитера, который также будет виден на небе в этот момент.

21 апреля комета максимально приблизится к Солнцу и будет находиться на расстоянии 116,8 млн км от него. Через несколько месяцев — 2 июня — пройдет мимо Земли на расстоянии 232 млн км.

«Дьявольская комета» летит к Земле
Фото: New Africa/Shutterstock/ФОТОДОМ

Где будет видна комета Понса–Брукса в марте-апреле 2024

Увидеть комету Понса–Брукса смогут жители Северного полушария при отсутствии облаков и яркого света Луны.

В течение марта она будет сиять с видимым блеском от 6,8 до 3,8 и ее станет видно без спецприборов. Также комету Понса-Брукса на небе можно лицезреть при помощи бесплатного астрономического приложения Sky Tonight.

Астрономический объект будет виден вечером высоко на небе и утром примерно за час до восхода Солнца.

13–14 марта комета покидает Андромеду и переходит в созвездие Рыб. С этого момента комета уже не видна по утрам, но вечерами поднимается высоко над горизонтом;

22 марта: пройдет в 3° от галактики Вертушка, и ее можно снять на фотоаппарат с хорошим объективом.

26–27 марта: переходит из Рыб в Овна, где проходит вблизи Хамаля — самой яркой звезды в созвездии;

31 марта: находится менее чем в 0,5° от Хамаля.

Напомним, ранее мы писали, что известно о комете Энке, которая приблизилась к Земле за неделю до Хэллоуина.

Астрономия