обновлено: 14:08, 30 сентября 2024
Образование
По законам Паскаля: старшеклассники изучат теорию вероятностей и спрогнозируют исход любых событий
Как вытащить вслепую туза из колоды карт? Просчитать возможность получения хорошей отметки на экзамене? Вычислить средний балл знаний? Дисциплину, которую раньше проходили в вузах, теперь осваивают российские школьники. Предмет «Вероятность и статистика» вошел по новым стандартам в школьную программу и оценивается наравне с алгеброй и геометрией.
Время для чтения ~ 6 минут
Ученики 7, 8 и 9 классов в прошлом году начали знакомиться с миром статистической устойчивости и случайной изменчивости. С нынешнего учебного года новый предмет ввели в 10 — 11 классах Ямала. Разобрались, зачем нужна теория вероятностей современным детям и будут ли отметки по новому предмету в аттестате об образовании.
Что такое теория вероятностей
Теория возникла из переписки ученых Блеза Паскаля с Пьером Ферма в 1653 году, когда речь зашла об азартных играх, количестве бросков костей и возможности выпадения шестерок. Оба пришли к одинаковому выводу. После чего теория вероятностей заинтересовала других мыслителей того времени. Предсказание событий, демографические прогнозы, случайные величины, математическое ожидание... Эти понятия из мира хаоса начали входить в точные науки. Паскаль даже доказал, что быть верующим выгоднее, чем атеистом. Он рассуждал таким образом: жить без веры крайне опасно, так как если бог есть, человека ждут вечные муки, в противном случае он ничего не теряет. Шансы на существование или отсутствие высшей силы примерно равны.
Трактат «Искусство предположений» Якоба Бернулли был опубликован в 1713 году, ученый работал над ним двадцать лет. Трактат стал первым систематическим изложением теории вероятностей. Бернулли вывел классическое определение вероятности события как отношения числа исходов, связанных с ним, к общему количеству: у достоверного события вероятность равна единице, у невозможного — нулю.
Приблизительно в это же время англичане Джон Граунт и Уильям Петти обработали информацию за 100 лет и доказали, что демографические характеристики лондонцев носят устойчивый характер. К примеру, соотношение новорожденных мальчиков и девочек примерно одинаковое во все годы. Граунт впервые создал таблицы вероятности смерти.
Зачем детям прогнозы и статистика в 7-9 классе
Разработчики курса уверены: в мире, который наполнен неопределенностью, жизненно необходимо просчитывать варианты развития событий. Школьники узнают, как вычислить прогноз погоды, выигрыш или проигрыш в лотерею. По теории вероятности можно предугадать шансы на победу или поражение, она поможет принять обдуманное решение, сделать выводы на основе статистических данных, и даже — не попасть на уловки мошенникам. Да и какому ребенку не понравится угадывать, выпадет монета после броска орлом или решкой? Повлияет ли результат первой попытки на вторую? Новый предмет научит мыслить логически и учитывать неожиданности. При этом дисциплина «Вероятность и статистика» — строгая и красивая.
Повлияет ли отметка по вероятности на оценку по математике
Как будут оценивать «Вероятность и статистику», рассказал заместитель директора регионального института развития образования ЯНАО Станислав Ивженко.
Это отдельный курс, который относится к области математики. Если в учебном плане есть курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика», в аттестате об основном общем образовании в графе «Наименование учебных предметов» указывают предмет «Математика», итоговую отметку за 9 класс определяют как среднее арифметическое годовых оценок по алгебре, геометрии, вероятности и статистике, а также — ОГЭ.
Итоговые отметки за 11 класс определяют как среднее арифметическое полугодовых либо четвертных, триместровых, а также отметок за каждый год обучения, выставляют в аттестат округленными целыми числами. Если в учебном плане школы указаны учебные курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия» и «Вероятность и статистика», то итоговая отметка за 11 класс по математике выставляется как среднее арифметическое годовых по этим предметам. В случае когда математика в электронном журнале фиксируется сквозным образом, ставят одну годовую отметку.
Станислав Ивженко
заместитель директора регионального института развития образования
Есть ли учебники и трудности у преподавателей по новому предмету
В интернете можно встретить немало мнений, некоторые «за» новую дисциплину, другие — категорически против. Тем не менее, изучение «Вероятности и статистики» по ФГОС обязательно для всех школьников.
По словам Станислава Ивженко, все школы ЯНАО обеспечены учебниками по предмету «Вероятность и статистика» на базовом и на углубленном уровнях. Ведут новую дисциплину учителя математики, трудностей с преподаванием не испытывают, так как этот предмет изучают в вузах в курсе высшей математики.
Ранее «Красный Север» рассказывал о появлении в России Дня воспитателя.