РИРО ЯНАО: Без учета мнения родителей менять систему оценивания в школах нельзя | «Красный Север»
0°C

обновлено: 08:49, 10 июня 2023

Эксклюзив

Образование

Эксклюзив

РИРО ЯНАО: Без учета мнения родителей менять систему оценивания в школах нельзя

В региональном институте развития образования ЯНАО рассказали о средневзвешенной системе отметок в школе

Чем отличается средневзвешенный балл от среднеарифметического, с помощью которого ставят отметки в большинстве школ? Как влияет система оценивания на средний балл аттестата? Может ли школа без согласования с родителями перейти на другую систему? В региональном институте развития образования ЯНАО «Красному Северу» помогли разобраться в системах оценивания в ямальских школах.

Время для чтения ~ 12 минут


Отличия средневзвешенной от среднеарифметической

В прошлом году некоторые школы ЯНАО стали переходить на новую систему оценивания знаний учеников — средневзвешенный балл. При традиционной, среднеарифметической системе итоговая отметка высчитывается простым сложением всех оценок и делением на их количество. Новый метод предлагает учитывать степень важности каждой работы, так называемый «вес». К примеру, домашняя работа имеет минимальное значение, а тест или контрольная — максимальное. Но многих родителей нововведение не устроило. Так, при средневзвешенном балле при текущих отметках 5,5,5,5,4,4 в итоге может получиться 4, так как пятерки поставили ученику за устные или домашние задания. При этом итоговая отметка выводится автоматически в «Сетевом городе».

Прокуратура нашла нарушения

Родители подняли шум в соцсетях, обратились в прокуратуру региона. И в октябре 2022 года прокуратура ЯНАО вынесла предписание 19 школам округа, в том числе в Губкинском, Надыме, Ноябрьске, Салехарде, Пуровском, Тазовском и Шурышкарском районов, отменить средневзвешенный балл из-за нарушения процедуры принятия внутренних документов. Надзорное ведомство установило, что при решении о переходе на новую систему не учли мнение родителей. Через три месяца прокуроры выяснили, что в школе № 1 с углубленным изучением отдельных предметов в Надыме отдельные нормы положения о средневзвешенной отметке были составлены с нарушениями, после предписания надзорного органа, их устранили.

Школа № 12 Ноябрьска — одна из тех, где вначале внедрили, а потом отменили систему средневзвешенных отметок. В мае этого года среди учителей и учеников опять начались разговоры о внедрении нового метода. Родители стали писать в соцсетях возмущенные посты и комментарии. В обсуждении участвовали как ноябряне, дети которых без проблем учатся по этой системе, и те, у кого есть негативный опыт.

Между тем, свое слово сказал и родительский комитет школы № 12, проголосовав против инициативы на заседании совета. Не помогли обещания администрации отменить промежуточные контрольные и даже ВПР, а также заверения в более объективном оценивании знаний учеников. Между тем, начали ходить разговоры, что мнение родителей носит рекомендательный характер, и решение может быть принято единолично директором школы.

Чем руководствуются школы

Заместитель директора регионального института развития образования ЯНАО Станислав Ивженко говорит, что после того, как 7 лет назад в регионе запустили работу в электронном журнале, общеобразовательные организации должны были выбрать, по какой системе оценки знаний ученика они будут работать: по привычной среднеарифметической или новой — средневзвешенной.

Станислав Ивженко: Родителям нужно объяснять новое, а не информировать их. Фото: из архива Станислава Ивженко
Станислав Ивженко: Родителям нужно объяснять новое, а не информировать их. Фото: из архива Станислава Ивженко

Изменение системы рассматривается как способ избежать необъективности оценивания результатов учеников. Необъективное оценивание — одна из проблем, которые может выявить независимая оценка. К внешним независимым оценочным процедурам относят государственную итоговую аттестацию (ОГЭ, ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР). Чтобы проверить, объективно ли учитель оценивает школьников, сравнивают результаты независимых работ — например, ГИА или ВПР по предмету — с итоговыми отметками за год. Ранее ежегодно наблюдалось расхождение показателя процента успеваемости и процента качества. Все расхождения составляли от 5 процентов и более. Это может свидетельствовать о том, что учитель необъективно оценивает работу школьников, например, завышает отметки.

Станислав Ивженко


заместитель директора регионального института развития образования ЯНАО

Договоренность во благо детей

Специальных методических рекомендаций по введению новой системы оценивания нет, также как нет утвержденных нормативов, какой вид деятельности детей должен оцениваться выше или ниже, отмечает Станислав Ивженко. Однако, существуют обязательные требования к образованию, так называемые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), они устанавливают качественные и количественные критерии для каждой ступени образования и имеют силу закона.

С 1 сентября 2023 года все школы обязаны перейти на единые программы обучения, которые устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования.

Каждая школа выбирает систему оценивания знаний учеников самостоятельно. Фото: Юлия Чудинова / Ямал-Медиа
Каждая школа выбирает систему оценивания знаний учеников самостоятельно. Фото: Юлия Чудинова / Ямал-Медиа

Минпросвещения России направило в регионы для использования в работе методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Школам предлагают использовать критериальное оценивание, когда показатели заранее определены и известными всем участникам процесса. Образовательные организации разрабатывают свои локальные нормативные акты, такие как, положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; положение о системе оценивания достижений обучающихся; положение о средневзвешенной отметке; положение о внутренней системе оценки качества образования и другие. Каждая школа имеет право по согласованию с участниками образовательного процесса принять решения о том, по какой системе оценивать учеников и делать ли это вообще. По большому счету какова будет система оценивания — договоренность отдельной школы с родителями во благо тех, кто там учится.

Станислав Ивженко


заместитель директора регионального института развития образования ЯНАО

Сколько «весит» оценка

Чтобы внедрить ту или иную систему оценивания, в школе должны разработать локальный акт — положение о системе оценивания. При этом, его необходимо согласовать и ознакомить с положением всех участников образовательных отношений.

Родители, ученики и учителя должны понимать принципы и методы, по которым выставлены отметки. Фото: Андрей Ткачев / Ямал-Медиа
Родители, ученики и учителя должны понимать принципы и методы, по которым выставлены отметки. Фото: Андрей Ткачев / Ямал-Медиа

На методическом или педагогическом совете школы обсуждают и утверждают веса типовых учебных работ по всем предметам. В приоритете — исследовательские, аналитические навыки, планирование и самоконтроль школьников, поэтому высокий вес имеют проектные работы, исследования, а также — ВПР.

В некоторых школах вес оценок рассчитывается по стобалльной шкале, в других — по десятибалльной, но принцип от этого не меняется. Там, где практикуется выставление оценок на основании средневзвешенного балла, считают, что нововведение помогает выявить слабые места учащихся и показать, над чем им нужно работать. Оценивая успехи учеников за четверть, учителя и раньше опирались на результаты контрольных работ, просто подсчеты стали удобнее — их выполняет компьютерная программа. Есть мнение, что подобная система поможет школьникам снизить уровень стресса при сдаче ЕГЭ: каждое экзаменационное задание «весит» по-разному, и для учеников это не является сюрпризом.

Станислав Ивженко


Заместитель директора регионального института развития образования ЯНАО

Если родители против

Родители имеют право обратиться, в том числе коллективно, к руководству общеобразовательной организации, муниципальному департаменту образования, если не согласны с установленной системой оценки успеваемости учеников, потребовать провести родительское собрание, на которое вынести рассмотрение этого вопроса.

Родители — участники образовательного процесса, они не должны сомневаться в справедливости оценивания знаний детей в школе. Фото: Africa Studio/Shutterstock/ФОТОДОМ
Родители — участники образовательного процесса, они не должны сомневаться в справедливости оценивания знаний детей в школе. Фото: Africa Studio/Shutterstock/ФОТОДОМ

Процедура принятия решения об изменения системы оценивания должна быть тщательно обдумана и проведена с участием всех заинтересованных сторон, включая учителей, школьное руководство, учеников и их родителей. Роль родителей при этом весьма важна. Они могут оказать существенное влияние на процесс принятия решения, выразив свое мнение и поддержку той или иной системы оценивания. Без их участия новая система оценивания не закрепится. Для этого нужны конвенциональные формы: управляющие советы, попечительские советы в школах, учительско-родительские ассоциации. Кроме того, мероприятия с общественным резонансом: круглые столы, дискуссионные площадки на региональном уровне. Главное, нужно осознать, что с родителями нужно работать, а не только их информировать. Если совет родителей проголосовал против внедрения новой системы, школа не может принять самостоятельное решение.

Станислав Ивженко


заместитель директора регионального института развития образования ЯНА

В колледжах считают по старинке

Родители переживают: новая система повлияет на средний балл аттестата не в лучшую сторону. А этот показатель имеет значение при поступлении в ссузы. Если один ребенок поступает в колледж после окончания школы, где применяли средневзвешенную отметку, а другой — среднеарифметическую, их уровень знаний оценивается не одинаково. Отметка, выставленная по правилам математического округления, будет выше, чем средневзвешенный балл.

Введение средневзвешенной системы однозначно влияет на средний балл аттестата. Прием в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на основании среднего балла конкурса аттестатов. В некоторых случаях это могут быть вступительные испытания. Ямальские колледжи не учитывают практику некоторых школ округа по введению иной системы оценивания. В колледжах традиционная система: итоговая оценка за четверть или триместр выставляется студенту исходя из среднего арифметического полученных им в течение учебного периода отметок.

Станислав Ивженко


заместитель директора регионального института развития образования ЯНАО

Коротко о главном

— Станислав Станиславович, зачем менять систему, кого не устраивает прежняя?

— В вузах давно не применяется традиционная система оценивания. Там актуальны такие системы, как рейтинговая накопительная система оценки; критериальное оценивание: формативное и суммативное оценивание, портфолио и другое. Изменение системы оценивания в школе — попытка адаптировать ребенка к реальной студенческой жизни.

— Если родители ученика отказываются от использования Сетевого города, как ему будут считать отметки по средневзвешенной системе?

— Личные данные этого ребенка удаляют из электронного журнала, ребенок обезличен в Сетевом городе, но продолжает получать отметки.

При средневзвешенной системе отменят ВПР?

— Нет, ВПР не отменят.


15

4

1

1

4

2



обновлено: 08:49, 10 июня 2023

Темы

Школы, школьники, оценка