Образование
Школьные советники по воспитанию: педагоги новой эпохи
Дать мудрый совет, раскрыть талант, помочь в беде, объединить в команду, стать другом и наставником для детей и их родителей. Эти непростые задачи возложены на новых школьных специалистов — советников директора по воспитанию.
Время для чтения ~ 7 минут
Эту должность по инициативе Министерства просвещения ввели в школах в сентябре 2021 года. После обучения в Международном детском центре «Артек» педагоги — победители Всероссийского конкурса «Навигаторы детства» приступили к работе в десяти пилотных регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ставропольском крае и Севастополе. С прошлого учебного года к федеральному проекту присоединился и Ямал: в 124 школах округа трудоустроены 148 советников директоров по воспитанию.
Слышать детей
Именно им предстоит стать частью новой главы в развитии российской системы образования и воспитания. Это не значит, что на советника должна лечь вся воспитательная миссия школы. Но он сделает эту работу более актуальной, цельной и современной, тесно взаимодействуя с учениками, родительским сообществом, детско-молодёжными общественными объединениями, социальными партнёрами и другими.
На заместителя по воспитательной работе возложены по большей части административные функции, советник же трудится непосредственно «в поле». Он напрямую контактирует со школьниками — с коллективом в целом и персонально с каждым. Предполагается, что лучше с этой должностью смогут справиться молодые дипломированные специалисты — они говорят с юным поколением на «одном языке». Они «продвигают» федеральную повестку, гармонично интегрируют яркие проекты в воспитательные программы школы. Анализируют контент проводимых в школе событий в рамках действующей программы воспитания. И им дети, безусловно, доверяют.
– Советник — это человек, который слышит детей, знает их интересы. Старший товарищ, неравнодушный к проблемам школы и семьи, который своим примером заряжает и даёт правильные жизненные ориентиры, — считает Наталья Сиротина, советник директора по воспитанию МОУ «Школа-интернат среднего общего образования села Кутопьюган». — Я стремлюсь создать такую воспитательную среду, в которой дети будут дружить, творить, придумывать, осознавая свою важность, необходимость в едином доброжелательном сообществе. Детям нравятся игровые, конкурсные и танцевальные перемены, которые мы проводим в школе. Увлекательные мастер-классы по созданию игрушек своими руками объединяют ребят и дают возможность проявить творческие способности. А наш театр теней уже даёт первые спектакли. В искрящихся от восторга глазах детей наше счастье!
«Именно советники директоров по воспитанию становятся одними из творцов новых направлений в педагогике и организации работы с детьми, они играют важную роль в формировании новой педагогической среды».
Сергей Кравцов, министр просвещения РФ
О любви к родине наглядно
Детская и подростковая психика очень пластична, и этим, к сожалению, подчас пользуются злоумышленники. Они внушают юному поколению ошибочные суждения, искажённые нравственные ориентиры, втягивают в опасные сообщества, участие в митингах и тому подобное. А потому одна из приоритетных задач советников директора по воспитанию — прививать неокрепшим умам правильные социальные и духовные ценности, любовь к родине.
– Долгое время недостаточно внимания уделялось воспитательной работе в школе именно в вопросах патриотического направления. До введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) каждый урок имел три цели, одна из которых — воспитательная. По ФГОС мы перестали ставить на каждом уроке цели по воспитанию. Выросло целое поколение детей, которые не знают, почему мы должны гордиться своей Родиной. Митинги, в которые всё чаще вовлекают детей и молодёжь, мне кажется, дали повод задуматься, что мы где-то что-то упустили. И именно советник — тот человек, который будет вовлекать в общественные движения нашу молодёжь, — отметила Тамара Хатуева, муниципальный координатор проекта «Навигаторы детства» в Ямальском районе. Она, как и многие её коллеги, уверена, что появление таких наставников — это требование времени.
Летом 2023 года советники запустили необычную акцию в соцсетях: во время каникул они ездят по городам России — в родные края или на курорты, рассказывают об их истории, о необычных местах и достопримечательностях, делятся яркими фото. И такими простыми действиями показывают всю красоту нашей необъятной страны, прививая детям любовь к родине и тягу к познаниям: ведь ребята также могут подхватить этот увлекательный челлендж.
Ямальские ученики начальной школы поделились своим представлением о том, кто такой советник директора по воспитанию:
«Это тот, у кого всегда хорошее настроение».
«Он собирает весь класс и рассказывает много нового».
«Это тот, кто проводит акции».
«Это человек, который делится своим опытом».
В колледжах и техникумах
Советники директора по воспитательной работе на Ямале работают только год, и потому специалисты постоянно обучаются, участвуют в различных мероприятиях и встречах.
Так, в мае 2023 года муниципальные координаторы проекта «Навигаторы детства» прошли курсы повышения квалификации на базе Тюменского государственного университета. Запланированы обучение советников в Москве, поездка по обмену опытом в Волновахский район; стажировку в МДЦ «Артек» пройдут почти 80 процентов специалистов.
С нового учебного года советники директора по воспитанию появились и в системе среднего профессионального образования. Впервые состоится конкурс педагогических стартапов «Советник директора по воспитанию года» — предложение уже поддержал губернатор округа Дмитрий Артюхов.
Текст: Елена Алёшина
Журнал «Ямальский меридиан», № 9, 2023 г.