обновлено: 13:45, 07 ноября 2023
Образование
Учебник без стереотипов: для школ Ямала разработали уникальный курс по истории и культуре народов Севера
В ямальские школы поступает новый учебник «История и культура Ямала» для пяти- и шестиклассников. В прошлом году он прошёл апробацию в 24 школах округа и получил положительные оценки 30 педагогов и десятков детей. «Ямальский меридиан» поговорил с создателями о том, чем новый курс о родном крае отличается от предыдущих и с какими трудностями они столкнулись, работая над ним.
Время для чтения ~ 15 минут
Предыстория
Предыдущий учебник по истории и культуре Ямала для шестых — девятых классов выпускали в 2011 году. Но то пособие вызывало много вопросов. Во-первых, двухсотстраничная книга, рассчитанная на несколько лет, едва ли включала в себя главные особенности региона. Во-вторых, она не во всём соответствовала современным образовательным стандартам. И в-третьих, содержала крайне мало иллюстраций, а стиль повествования был безадресный.
Старт работы над новым учебным пособием дал губернатор региона Дмитрий Артюхов в 2019 году, и специалисты Регионального института развития образования (РИРО) взялись за этот проект.
На начальном этапе работы собрали авторский коллектив из действующих учёных и ведущих специалистов, изучающих разные аспекты культуры и истории Ямала. Целый год они готовили материалы для будущих книг. Однако в итоге проект приостановили, так как тексты оказались сугубо научными, не учитывающими специфику детской психики.
Чтобы это исправить, решили привлечь методистов, которые понимали бы возрастные, психологические особенности, уровни подготовки детей. Именно в этот момент место руководителя проекта занял известный этнолог и антрополог, член-корреспондент РАН Андрей Головнёв. А непосредственно методическое сопровождение подготовки учебника взяла на себя методист РИРО и в прошлом учитель истории с двадцатилетним стажем Светлана Алексеева.
Обучение на всех уровнях
Новая рабочая группа быстро приступила к разработке не просто одной книги, а целого курса, который называется «История и культура Ямала. От дошкольников к взрослым». Кроме семи учебников для 5–11 классов, в него входит масса дополнительных материалов с разной тематикой и сложностью заданий.
Авторы не обошли стороной и дошкольников. Для них уже разработан набор аутентичных предметов для тактильно-визуального освоения курса: миниатюры кукол, традиционной одежды, посуды. Далее в начальной школе история и культура родного края появляются в предмете «Окружающий мир». А со средних классов начинается серьёзный учебный материал.
– В основе всего курса лежит такой термин, как «квадрат культуры», — рассказывает методист курса «История и культура Ямала» Светлана Алексеева. — В пятом классе мы просто с ним знакомимся. В шестом изучаем материальную культуру через археологию. В седьмом классе — нормативную культуру через то, что Андрей Головнёв назвал «олицетворённые вехи», то есть истории конкретных людей, которые жили в то время, когда на Ямал пришли русские торговцы, воеводы, казаки, и народам пришлось учиться выстраивать взаимоотношения друг с другом. Восьмой класс изучает XVIII век — период христианизации на Ямале, соответственно, столкновения разных религиозных традиций и поиск решений в духовной сфере. Старшие классы эти четыре сферы объединяют с точки зрения экологии природы и дома. И это уже более высокий мировоззренческий уровень изучения учебного материала.
Согласно образовательным стандартам, с шестого по одиннадцатый класс все учебники «История и культура Ямала» синхронизированы со школьным курсом истории России и повествуют о тех же исторических этапах, но с акцентом на события в округе. А вот в учебнике за пятый класс знакомить школьников с родным краем авторы начали не со времён мамонтов, а с современности.
– В пятом классе мы решили взять тему народов Ямала, но подать её нестандартным образом: рассказать о традициях, которые живут и сейчас, — отмечает Светлана Алексеева. — Мы включили в повествование не только коренные народы, но все шесть основных народов, которые проживают в округе. Это ненцы, ханты, селькупы, татары, русские и коми.
Автор всего материала в этом учебнике — доктор исторических наук, ведущий исследователь фольклора ненцев в России, лингвист и этнограф Елена Пушкарёва. Ещё в 2019 году она изучила внушительный список из 140 источников, это как научные труды, так и информация из юридических документов. Ведь, как отмечает автор, чтобы написать такой учебник, нужно знать в 100–200 раз больше. А саму книгу Елена Тимофеевна писала 90 дней, опираясь на освоенные материалы.
– Я разделила материал по сезонам, в которых рассказала про особенности ямальской природы, то, каким образом меняется растительность. Я и ранее поднимала вопрос соответствия школьной программы региональной специфике. Сложно учить детей тому, чего они не видят вокруг себя.
«Народы Ямала на просторах Арктики» — первая тема. В ней школьники узнают о языках коренных народов и их главных особенностях. Также учебник повествует о традициях, праздниках, укладе жизни народов Ямала. Есть даже тема «Его величество олень», посвящённая главному животному региона.
По возрасту
То, что новый учебник «История и культура Ямала» отличается от остальных, видно сразу. Это и подбор иллюстраций, и формулировка заданий, и даже сам язык. Так, повествование в книге «Народы Ямала» больше похоже не на учебный материал, а на увлекательный рассказ. Вместе с авторами ребята отправляются в путешествие к представителям разных народов и разговаривают с ними в чуме или за столом с татарскими угощениями. Такую особенную подачу материала через диалоги и героев создала как раз методист Светлана Алексеева.
Елена Пушкарёва рассказывает, как строилась их работа:
– Самое сложное в работе над текстом — привести его в соответствие возрасту детей пятого класса. С одной стороны, материал должен быть не слишком лёгкий, но усвояемый. Здесь мы разделили функции со Светланой Алексеевой. Она превратила мои тексты в рассказы про гостевание у разных народов.
Светлана Алексеева привела все семь учебников курса «История и культура Ямала» к важному стандарту — возрастосообразности знаний. Это касается и стилистики, и заданий, и тематики.
Где-то приходилось упростить текст, где-то сформулировать иначе, а где-то даже вступать в конструктивные споры с авторами или научным руководителем Андреем Головнёвым. По словам Светланы Алексеевой, им пришлось побороться даже за нестандартные названия параграфов с издательством «Просвещение».
– Мы старались сделать заголовки интригующими, чтобы ребёнку хотелось открыть и узнать, что же там написано. Или акцентировать на чём-то внимание. Например, в шестом классе есть параграф «Спеши медленно». Мы приглашаем детей подумать, что это значит, — добавляет она.
Найти клад на страницах
Апробацию прошёл и учебник для шестого класса «Ямал с древнейших времён до конца XV века». Акцент в пособии стоит на археологических исследованиях материальной культуры и быта народов, населявших регион.
Его автор — археолог, кандидат исторических наук, заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики Наталья Фёдорова. Основа пособия — археологические исследования как советских и российских учёных, так и зарубежных. Кроме того, львиную долю материала об археологических находках последнего десятилетия составляют изыскания сотрудников сектора археологии Научного центра изучения Арктики и самой Натальи Викторовны.
Для дошколят создали набор «Лабтэйко», в переводе с ненецкого — «сундучок». В нём собраны предметы в миниатюре, относящиеся к разным народам Ямала: куклы, традиционная одежда, посуда.
Из курса ребята узнают о главных памятниках округа: «Усть-Полуй», «Ярте VI», «Юряха III», «Тиутей-Сале I», «Зелёный Яр», «Горный Самотнёл», познакомятся с минералогией, палеонтологией, с аналогичными исследованиями на Горном Алтае и в Скандинавии.
И опять повествование в учебнике больше схоже с литературным рассказом. «Наше путешествие пройдёт по стоянкам древних людей и поселений людей Средневековья. Мы заглянем в их дома, попробуем приготовить еду, которую они ели, рассмотрим вещи, которыми они пользовались, и даже попытаемся найти клад», — говорится во введении.
– Шестой класс у нас получился особенным, ведь мы долго сражались именно за такую тему, — рассказывает Светлана Алексеева. — О событийной истории Ямала до XV века практически ничего неизвестно, потому что у коренных народов не было письменности. С другой стороны, округ знаменит совершенно невероятным пластом палеонтологии и археологии. Мы долго объясняли экспертам издательства, что в этом пособии должны рассказать именно про такую специфику нашего региона.
Несмотря на довольно сложные научные термины, которые используются в тексте, учебник уже пришёлся по вкусу его читателям. По словам педагогов, которые участвовали в апробации, они были очень удивлены, когда буквально через несколько уроков дети освоили слова из лексикона археологов и с гордостью использовали их на занятиях.
Творчество и психология
Что ещё выделяет этот курс? Проверка знаний. В книге встречаются вопросы, которые ожидаешь встретить в книге о психологии, нежели в школьной программе. К примеру, «Как научиться понимать друг друга в многонациональной семье?» или «Насколько важно для вас понимать тех, с кем вы общаетесь?». Однако в процессе обучения и воспитания эти темы полезно обсуждать с детьми.
А среди множества заданий есть и очень творческие: например, сделать традиционные солнцезащитные очки ненцев из картона или обсудить, представители каких народов учатся в классе, а также поделиться с одноклассниками, кем работают родители.
– Составляя задания, я отрывалась по полной! — смеётся Светлана Алексеева. — Я, как учитель истории с большим опытом, знаю, какие порой бывают проблемы с заданиями. Часто к урокам мне приходилось подыскивать и придумывать задания самостоятельно из-за их нехватки в учебниках истории и методических пособиях. Поэтому мы специально включили избыточное количество заданий, чтобы и педагог, и ученик могли выбрать самое интересное для себя.
Дополнительная «инфраструктура»
Однако только на учебных пособиях курс «История и культура Ямала» отнюдь не заканчивается.
– Мы отошли от традиций создания учебника и разработали целый учебно-методический комплекс, — поясняет Светлана Алексеева. — За это большое спасибо директору РИРО Татьяне Рогозиной, которая много раз доказывала, что комплекс не должен состоять только из учебника, атласа и методического пособия для учителя.
Их объём и разнообразие удивляют. Кроме вышеупомянутого сундучка с миниатюрами для дошколят, разработано шесть настольных игр для детей от пяти до 18 лет. При желании учитель может закрепить материал в игровой форме.
Ещё одна интересная часть курса — конструкторы с разными вариантами сборки, которые развивают пространственное воображение и навыки конструирования и моделирования. Авторы предлагают два варианта. Первый — «Мой Ямал. Образы архитектуры», где собраны узнаваемые объекты архитектуры округа, например, мост «Факел», Обдорский острог, вокзал в Лабытнанги. Второй — «Мой Ямал. Стойбище», куда входит полный комплект: собаки, чумы, олени. Для старшеклассников разработчики приложили даже программу по компьютерному моделированию этих объектов.
– Мы продолжаем работать над видеороликами, — добавляет автор. — В прошлом году было снято семь десятиминутных видео по темам учебников. До конца ноября появятся ещё 24 ролика. Например, для дошкольников и учащихся начальных классов мультяшный персонаж будет рассказывать о языках народов Ямала, о традиционных игрушках, жилищах народов и многом другом.
В планах добавить к курсу серию аудиоподкастов на шесть часов. При этом все материалы размещаются на сайте РИРО в открытом доступе — ими всегда может воспользоваться учитель или ученик.
Новый подход
Из семи учебников курса «История и культура Ямала» апробацию прошли только два, но уже понятно, что проект удался. Хотя за такие современные и порой очень нестандартные подходы к составлению учебного материала пришлось немало побороться.
– Сложностей было много. Это и выстраивание взаимодействия между всеми участниками проекта со всей страны: из Санкт-Петербурга, Москвы, Надыма, Салехарда, Тюмени. И множество согласований в нескольких государственных структурах, — отмечает Светлана Алексеева. — Ещё одна трудность — преодоление стереотипов. Мы с этим сталкивались и в команде, и с издательством, и с учителями: у всех есть привычные представления о том, что такое учебник. Поэтому институт организовывал курсы повышения квалификации специально для педагогов.
– Наверное, у каждого времени есть свои приоритеты и свои учебники, — добавляет Елена Пушкарёва. — Когда я работала в школе, мне нравились наши советские. Но сейчас в современном мире стоит использовать новые учебные средства и технологии. Когда вышли эти книги, я читала их вместе с детьми, внуками и племянниками. И всем они очень понравились.
Текст: Ирина Гильфанова
Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2023 г.