обновлено: 16:26, 16 января 2023
Общество
Агитбригада в Обдорске: боевой отряд народного искусства
Агиткультбригада появилась в 20-х годах прошлого века, на заре рождения Страны Советов, в среде столичных новаторов-театралов. Новое явление быстро завоевало подмостки крупных столичных театров и ушло в самые отдалённые уголки огромной страны, в сельские Дома культуры, в трудовые коллективы фабрик и заводов.
Время для чтения ~ 15 минут
Советскому государству, нацеленному на создание нового человека — свободного человека труда, требовались и новые формы искусства, которые стали бы проводниками революционных идей. Так появилась в Москве «Синяя блуза» — агитационный эстрадный театральный коллектив, пропагандирующий революционное массовое искусство, его боевой и передовой отряд.
Первая «Синяя блуза» была организована в 1923 году в Московском институте журналистики. Её создатель, автор текстов и один из исполнителей — Борис Южанин. Участники коллектива выступали в синей блузе — обычной одежде и своего рода символе рабочего класса того времени. Отсюда и название.
Эстрадные спектакли первой «Синей блузы» назывались «живыми газетами». Репертуар состоял из литературно-художественных обозрений, сценок, отражавших производственную, общественную и бытовую жизнь и, конечно же, важные международные события. Программа исполнялась под рояль или гармонь в очень энергичном ритме. Для лучшего восприятия выступления сопровождались различными акробатическими перестроениями-пирамидами. Важной частью представлений была сатира. Артисты высмеивали врагов Страны Советов — капиталистов-эксплуататоров, буржуев — и недостатки современного быта: тунеядство, пьянство, хулиганство, воровство, бюрократизм.
Под таким же названием («Синяя блуза») в 1924–1928 годах в Москве выходило печатное издание — своего рода альманах, который предназначался для различных коллективов «синеблузников» и содержал тексты программ московских групп «Синей блузы», репертуарные материалы, методические разработки и режиссёрско-постановочные указания, комментарии, рекомендации.
Новая театральная форма быстро приобрела сумасшедшую популярность, и уже через несколько лет после начала деятельности первой «Синей блузы» на каждом заводе и фабрике стали возникать самодеятельные коллективы. Вскоре насчитывались тысячи таких коллективов по всей стране.
Более того, «Синяя блуза» стала первым советским театром, выехавшим за границу, побывавшим в Америке. Поездки были триумфальными, всюду аншлаги. После успешных гастролей подобия «Синих блуз» стали создаваться и в других странах. Сам Бертольд Брехт, выдающийся немецкий драматург-новатор, основатель собственного театра в Германии, признавал, что был вдохновлён «синеблузниками».
Одним словом, успех нового искусства был велик, и популярность эта хорошо отражена в речитативе того времени: «От Цейлона до Абиссинии — блузосиние, от Камчатки до Грузии — синеблузие!».
В Советской России комбинезонов и рубашек синего цвета рабочие не носили, это была одежда рабочих западных стран. Но поскольку идея мировой революции до начала 1930-х годов была крайне актуальной и пролетарии всех стран должны были объединиться, то и символика должна была быть интернациональной. Вот и взяли её на вооружение молодые столичные театралы. И вскоре с их лёгкой руки «синеблузниками» в Стране Советов стали величать не рабочих, а исключительно самодеятельных артистов, участников агиткультбригад.
Этим общим маршем, своего рода парадом-антре, как правило, начинались и заканчивались все выступления «синеблузников».
Мы синеблузники, мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём!
Мы синеблузники, мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи —
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи…
В «Синей блузе» начинали свою творческую деятельность тогда ещё совсем молодые писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники, ставшие потом гордостью советского искусства. Их имена на слуху даже сегодня, спустя столетие: поэты Владимир Маяковский, Василий Лебедев-Кумач, кинорежиссёр Александр Роу, композиторы Константин Листов, Матвей Блантер, Сигизмунд Кац (автор музыки гимна «синеблузников»), Дмитрий Покрасс, актёр Владимир Зельдин, художник Николай Эрдман и многие другие.
Не стал исключением и Ямал
Да, у нас тоже была своя «Синяя блуза». Известно про неё совсем немного, пожалуй, только то, что её участником в 1925 году был Николай Николаевич Бронников (1906–1965), ветеран Великой Отечественной войны. Большой любитель театра, самодеятельный артист, известный сначала в Обдорске, а потом и в Салехарде, бессменный участник драматических кружков, он возглавил Салехардский драмтеатр в 1945 году.
В Государственном архиве автономного округа открыт личный фонд Николая Николаевича Бронникова, в котором собраны интересные документы, отражающие в том числе и его творческую деятельность. Один из самых ценных — членский билет участника профессионального клуба художественной самодеятельности, датируемый 1927 годом.
Точно не известно, сколько просуществовала «Синяя блуза» в Обдорске, но сам факт её рождения в 1920-е годы в далёком селе, куда добраться сложно, а выехать ещё сложнее, — наглядное подтверждение тому, насколько новая форма театрального искусства оказалась удачной и созвучной самому духу народа.
Агитбригады — преемники «Синей блузы»
Идейной наследницей «Синей блузы» стала агитационно-художественная бригада, возникшая на рубеже 1930-х годов. Агитбригады выезжали с пропагандистскими художественными стихами, постановками, физкультурными сценками на заводы, фабрики, на поля, в случае с Ямалом — на рыболовецкие пески и в оленеводческие бригады, затерянные на бескрайних просторах тундры. В годы Великой Отечественной войны они получили гордое название «фронтовых» бригад и внесли свой посильный вклад в общую Победу.
Ямал в годы войны — глубокий тыл, главная задача которого — добыча рыбы, заготовка оленины. Работа эта была бесконечно сложной и тяжёлой. Ямальские рыбаки и оленеводы, подолгу находившиеся вдали от дома, с нетерпением ждали приезда самодеятельных артистов, участников агитбригад.
Не потеряли своей актуальности агиткультбригады и после войны. Необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, и ямальцы, как и вся страна, трудились много, упорно и тяжело. Поднимали дух и скрашивали тяготы труда клубные актёры-агитаторы.
В 1950–1960-е годы на Ямале агиткультбригады создавались, как правило, при районных Домах культуры, а при наличии активистов — на крупных предприятиях, например. рыбзаводах.
С самого начала деятельности агитбригад и до самого конца большая часть их участников — артисты самодеятельные. В этом и заключалась вся гениальность замысла — выявлять и поддерживать народные таланты на всех уровнях!
Но самодеятельность вовсе не означала низкий уровень подготовки программ. Профессиональную помощь самодеятельным авторам и артистам оказывал Центральный Дом народного творчества имени Н.К. Крупской, уникальное легендарное учреждение, а в регионах работали областные Дома культуры, которые готовили и выпускали репертуарные сборники, проводили обучающие семинары для непрофессиональных авторов, пишущих сценарии и программы для сельских агитационно-художественных бригад.
24 мая 1958 года в селе Яр-Сале на заседании Ямальского районного Совета депутатов трудящихся «для культурного обслуживания рыбаков во время путины 1958 года на песках и рыбоучастках колхозов и рыбозаводов района» было принято решение утвердить агиткультбригаду при районном Доме культуры в составе восьми человек. Участники: зоотехник, работник нарсуда, машинистка РК КПСС, представитель комитета физкультуры и спорта, работники аэропорта и два сотрудника районного Дома культуры — киномеханик и массовик.
Директору районного Дома культуры было предписано не позднее 8 июля 1958 года организовать выезд агиткультбригады к рыбакам, а перед выездом показать подготовленный концерт для жителей села в районном Доме культуры. К подготовке программы относились серьёзно, руководителям предприятий было рекомендовано освободить всех членов агитбригады от основной работы с 25 мая «для подготовки к обслуживанию рыбаков в весенне-летний период культурно-массовой работой». Также было принято решение просить Пуйковский рыбзавод выделить средства для культурно-массовых мероприятий по обслуживанию рыбаков.
Агитбригада — молодость
Активно подключалась к этой работе молодёжь — студенты, школьники-старшеклассники. Была, например, своя агитбригада при Салехардском Доме пионеров. Вот коллектив участников агитбригады запечатлён на старой фотографии 1942 года после выезда на рыболовецкие пески. Мальчишки и девчонки — одиннадцать совсем юных, прекрасных лиц!
На Ямале наибольшее распространение агитбригады получили в 1970-е годы. Была создана целая система выездных агитбригад, главной задачей которых оставалось всё то же культурное обслуживание оленеводов и рыбаков, работающих в самых отдалённых точках. Агитационно-культурные бригады заменили действующие до них Красные чумы.
Решение о замене Красных чумов агитационно-культурными бригадами принималось на самом высоком уровне. Министерству культуры РСФСР было предписано «организовать, начиная со второго полугодия 1971 года, в Ямало-Ненецком национальном округе… на базе действующих Красных чумов 15 агитационно-культурных бригад для обслуживания оленеводов, рыбаков и охотников». Планировалось, что передвигаться агитбригады будут не на оленях, как это делали Красные чумы, а авиатранспортом. Для чего Министерству финансов РСФСР было предписано предусмотреть в проекте бюджета Тюменской области на 1971 год для Ямало-Ненецкого окрисполкома денежные средства для этих целей.
Потребности агитбригад в авиационном транспорте обеспечивал Салехардский объединённый авиаотряд. Специфика системы выездных агиткультбригад заключалась в том, что эстрадно-театральный коллектив дополнялся при вылетах в стойбища и на рыболовецкие пески другими специалистами для решения насущных проблем оленеводов, охотников и рыбаков. В составе агиткультбригад обязательно были лекторы, медработники, учителя, библиотекари, киномеханики, представители исполкомов. Они вели работу по подготовке детей к школе, обучению грамоте, распространению книг, в том числе на национальных языках, проводили обязательные политинформации, лекционную и профориентационную работу, организовывали спортивные праздники по национальным видам спорта, концертные программы и другие мероприятия.
Прилетевшие как «волшебники в голубом вертолете», агитбригадчики жили на стойбище, в бригаде рыбаков или охотников от нескольких дней до пары недель и становились там почти своими. Точь-точь как в гимне: «Мы только гайки в великой спайке одной трудящейся семьи». По большому счёту, именно воспитание чувства коллективизма, любви и уважения к честному труду и лежит в основе движения сначала «синеблузников», а затем и агитбригадчиков.
Из отчёта Тазовских агитбригад за 1976 год узнаём, что тремя агитбригадами осуществлено 55 вылетов и выездов и проведена следующая работа: прочитано лекций — 61, проведено бесед и громких читок — 217, политинформаций — 256 (их прослушали 7212 чел.), показано киносеансов — 470 (посетителей — 14 279), выпущено молний и боевых листков — 119, оформлено стендов — 20, написано лозунгов и плакатов — 39, поставлено концертов — 18, организовано и проведено вечеров — 16.
В отчёте окружного отдела культуры, в общем ведении которого и находились все созданные агиткультбригады, за 1977 год читаем, что пятнадцать агиткультбригад округа сделали за год 218 вылетов, посетили 308 оленеводческих и рыболовецких бригад и обслужили 48 916 человек.
Проблем с обслуживанием тундровиков было много. Одна из главных — отсутствие постоянного авиатранспорта. Агиткультбригады часто просто не могли вовремя вылететь на запланированное место по причине или плохой погоды, или недостатка топлива, или большой загруженности самолёта, вертолёта.
Параллельно с выездной формой работы агиткультбригад в ямальской тундре в 1970–1980-е годы движение агитбригадчиков затронуло и школы. Пионеры и комсомольцы или сами были участниками школьной агитбригады, или помнят её выступления. Приметой времени стали и конкурсы школьных агитбригад.
Здравствуй, КВН!
В 1990-е годы с распадом Страны Советов агитбригада как жанр клубного творчества постепенно исчезает и сохраняется иногда в сельских и районных Домах культуры.
На Ямале сеть выездных агиткультбригад для обслуживания оленеводов, рыбаков и охотников просуществовала вплоть до начала двухтысячных. Сегодня отголоски жанровых особенностей агитбригады мы наблюдаем и в выступлениях команд знаменитого КВН, который, появившись ещё в 1960–1980-е годы, существует и активно развивается и в наши дни.
В 1973 году Окружной смотр агитбригад на Ямале проходил под девизом «Решающему году — ударный труд!». В преамбуле к постановлению о проведении смотра сказано: «В целях дальнейшего развития агитационно-художественных бригад и агитаторов, более активного участия их в борьбе трудящихся за выполнение народнохозяйственного плана третьего, решающего года девятой пятилетки бюро окружкома ВЛКСМ и Совета окружного отдела культуры постановляет провести 17–18 ноября 1973 года окружной смотр агитбригад…». Участники — лучшие агитбригады, победители городских и районных конкурсов.
В программе смотра — конкурс на создание лучшего сценария для агитбригад на тему «Человек труда — герой пятилетки» с премиальным фондом. Первое место — 100 рублей, второе — 80, третье — 50.
Текст: Марина Кашмакова / использованы документы государственного архива Ямало-Ненецкого автономного округа
Журнал «Ямальский меридиан», №10, 2022 г.