Арт-общага в ОДР: старые, как кость мамонта, ремесла под одной крышей с зумерами | «Красный Север»
0°C

обновлено: 17:23, 21 мая 2023

Общество

Арт-общага в ОДР: старые, как кость мамонта, ремесла под одной крышей с зумерами

В окружном Доме ремесел Салехарда прошло молодежное мероприятие «Арт-общага»

Окружной Дом ремесел в Салехарде никогда не считался молодежным местом. Все изменилось в один день, 29 апреля: в этом суровом оплоте многовековых традиций зазвучали слова «мейк», «скетчинг» и «арт». Модели позировали молодым фотографам на фоне золотой ванны, а зрители с удовольствием разбирали инсталляцию из «доширака». Фотограф «Красного Севера» разобрался, что за метаморфоза произошла с ОДР.


...Проработав семь лет в одной отрасли, если ты нормальный человек, а не жлоб, обзаводишься друзьями. Я долгое время был неразрывно связан с культурой, и это до сих приносит «дивиденды»: я в курсе всех крутых культурных событий в Салехарде и округе.

Недавно друзья из окружного Дома ремесел, далее по тексту — ОДР, скинули мне анонс «Арт-общаги» — масштабного молодежного мероприятия. Они предложили мне поучаствовать в нем в качестве фотографа.

Приглашение, признаться, удивило. Для меня ОДР — храм мастеров. Оттуда, по моим представлениям, суровые дядьки уходят в тундру выкапывать кости мамонта, чтобы потом вырезать из них чудные фигурки. Такие же суровые тетки там шьют, прядут, вяжут, плетут… Они делают очень красивые вещи, но это не искусство. Заинтригованный, я начал готовиться к съемке.

В назначенный день и час, вооружившись камерой, я пришел в Дом ремесел. Холл, по совместительству — выставочный зал, полон людей, вижу фотозону и нескольких визажистов. Иду к коллегам узнать, чем мне можно здесь заняться.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Анастасия Гергель, фотограф ОДР

— Настя, пришел к вам на подмогу, скажи, чем вы тут занимаетесь?

— Мы сделали фотозону, пригласили фотографов, моделей и визажистов. Здесь ты можешь поснимать работу визажистов, когда модели будут готовы. У нас на трех этажах проходят различные активности, можешь еще попрактиковаться в репортажной съемке.

Мы открыли эту площадку в первую очередь для коммуникации, хотим познакомиться с новыми людьми, обменяться опытом, обсудить общие проблемы и планы, собрать в одном месте мастеров, связанных с фото.

— В анонсе «Арт-общаги» в основном мастер-классы и лекции, почему вы решили добавить такую необычную фотозону в программу?

— Мы хотим развеять миф о том, что мы занимаемся только традиционными ремеслами, хотим показать себя с новой стороны. Фотография и макияж — это тоже ремесла, которым люди учатся друг у друга. Поэтому мы решили собрать всех вместе, это поможет начинающим почерпнуть опыт, молодежь сможет посмотреть, из чего состоит работа фото- и мейкап-мастеров, а сами мастера смогут показать свои работы и найти новых клиентов.

— Как ты думаешь, в чём разница между ремеслом и искусством? Можно на примере фотографии.

— Искусство — это следующая стадия в ремесле. Я не хочу сказать, что работа ремесленника плоха или посредственна. Наоборот, занимаясь фотографией, ты можешь от основ уйти в любое художественное направление и делать отличные фотографии.

Фотография становится искусством, когда в ней появляется новое видение или новые смыслы в обычных вещах, а для этого надо наснимать очень много фотографий, чтобы испробовать различные приемы и условия съемки. Классно, когда в фотографию приходят новые люди, все снимают по-разному, даже один предмет съемки каждый видит по-своему, иногда из этого разнообразия рождаются невероятные вещи.


Пока разговаривал с Настей, люди начали расходиться по площадкам. Самое время пройтись по ним и посмотреть что на них происходит. Тем более, визажисты еще не закончили мейк у моделей.

В одном холле с фотозоной стоят микрофон и гитары, каждый может исполнить свою любимую мелодию или песню. Здорово, что появляются культурные площадки, где можно собраться молодежи.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Дальше попадаю в комнату художников, ребята склонились над листами бумаги и что-то усердно выводят.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Пытаюсь расспросить мастера, что тут происходит, но кроме меня, вопросы задают участники мастер-класса. Не хочется ломать творческий процесс, делаю себе пометку, что надо отловить мастеров позже. Иду дальше по Дому ремесел, делаю снимки.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Есть три вещи, на которые можно смотреть вечно, и одна из них — как работает другой человек. Очень хочется присоединиться к какой-нибудь группе и повозиться с красками и инструментами, но вспоминаю, что меня ждут на фотозоне.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа». Модель: Виктория Трофимова
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа». Модель: Виктория Трофимова

А там уже началась работа с моделями, которым закончили делать макияж. Включаюсь в процесс.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа». Модель: Ксения Серебрякова
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа». Модель: Ксения Серебрякова

Немного о процессе. Одновременно работали четыре фотографа, это было немного неудобно и непривычно. Но очень интересно.

У меня большой опыт репортажной съемки, в ней важна не столько красота, сколько правильность настройки камеры и фиксация происходящего. Я немного теряюсь, когда приходится работать с моделью один на один, приходится поднимать из подвалов памяти основы позирования и общения с людьми.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа». Модель: Ксения Серебрякова
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа». Модель: Ксения Серебрякова

В это время другие фотографы очень просто находят общий язык между собой и с моделями, легко экспериментируют с позами и ракурсами съемки. Стараюсь мотать на ус и при этом не забывать нажимать на спуск затвора.

Первая часть фото отснята, можно выдохнуть, пока визажисты делают мейк следующим девушкам. Вспоминаю, что надо поговорить с мастерами. Но до мастеров не дошел, встретив руководителя ОДР.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Вероника Могрицкая, и. о. директора ОДР

— Вероника, для меня Дом ремесел ассоциируется с традициями и мастерами, почему вы решили провести арт-мероприятие для молодежи?

— Мы хотим избавиться от образа традиционности, мы хотим, чтобы ремесла стали молодежными, популярными, современными, востребованными, хотим избавиться от «лубочного» образа, хотим развеять образ чего-то старого, немодного и устаревшего.

Как бы банально ни звучало, современная реальность требует современных подходов. Сейчас у всех на слуху креативные индустрии, но мы забываем о том, что ремесла и есть креативная индустрия, это составляющая нашей экономики, это составляющая нашего образа региона, и это неотъемлемая часть нашей жизни. И нужно до молодежи донести, что ручной труд — интересно, модно, что им можно заработать, а может, в итоге развить в профессию.

— Назовите направления в ремеслах или искусстве, которые сейчас в тренде.

— Сейчас по стране прокатился бум лепки из глины, и это неудивительно. Глина — очень тактильный материал, не секрет ни для кого, что мы сейчас находимся часто в стрессе, и сейчас как взрослые, так и дети пытаются снять его тактильной нагрузкой.

Если вы полепите, помнете глину и изготовите реальное функциональное изделие, такое как чашка, кружка или тарелка, то получите удовлетворение от ручного труда с глубоким психологическим эффектом. Сейчас мы много работаем за компьютером и оторваны от результатов своего труда — это большая психологическая проблема. Человек устроен так, что хочет видеть реальный, физический результат своего труда. Поэтому лепка имеет глубокий терапевтический эффект.

Второй тренд — мозаика. Огромные студии в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тюмени сейчас переполнены. Людям нужен медитативный труд, опять же из-за стресса. Вышивание крестиком всем надоело, хочется больше монументальности, физически более тяжелого и плотного, и всем этим требованиям отвечает мозаика.

А третье направление — резьба по дереву и кости. Можно создавать как предметы интерьера, так и аксессуары из натуральных экологичных материалов. В какой-то момент людям надоели одинаковые корзинки из IKEA, многие хотят что-то индивидуальное, то, что сделал сам.

— Как свое ремесло превратить в искусство?

— В искусстве важна эмоциональная составляющая. Как правило, искусство не несет в себе функциональности, оно всегда передает какой-то смысл или эмоцию. Но ремесло и искусство неотделимы друг от друга Чтобы стать художником, необходимо пройти этап ремесленника. Сначала надо делать много, потом много и хорошо, а потом уже пытаться передать в своих работах смыслы.


По рассказам Вероники можно писать отдельный материал. Когда говорит увлеченный человек, слушать можно долго, и все будет интересно. Мастер-классы закончились, надо не упустить мастеров. Начинаю с тех кто ближе, иду к художникам.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Мария Бугаевская, начальник отдела художественного конструирования и дизайна

—Почему ОДР начал проводить молодежные арт-мероприятия?

— «Арт-общагу» мы организовали, чтобы привлечь молодежную аудиторию, привести её в наше пространство. Название «окружной Дом ремесел» — не сильно заманчивое для молодого поколения, скорее скучное, не все понимают что у нас происходит. А мы хотели показать, что современное ремесло может быть интересным, ярким и красивым.

— Ты проводила мастер-класс, расскажи, что делала вместе с ребятами.

— Сегодня у меня был мастер-класс по скетчингу, мы рисовали наброски маркерами на различную тематику — животные, растения, натюрморт, архитектура. Я помогала тем, у кого не получалось, полтора часа работы пролетели мгновенно, мне очень понравилось работать с молодежью, сплошной позитив и радость!

— Расскажи про сами скетчи, это ведь простые наброски? Их делают только ремесленники, или все, кто занимается изобразительным искусством?

— Скетчи не привязаны к ремеслу или искусству, их может создавать любой человек, даже не умеющий рисовать. Набросок позволяет фиксировать полет мысли. Например, находясь на совещании, я получаю задачу, мозг сразу начинает ее прорабатывать. Чтобы не растерять мысли до того, как я вернусь на рабочее место, я сразу рисую наброски.

Да, наброски используют в том числе мастера-ремесленники. Наши косторезы, приступая к работе, часто сначала отрисовывают изделие для понимания пропорций и композиции, иногда делают наброски из пластилина. Так что для меня набросок — в первую очередь фиксация идей и мыслей.

— Чем ремесло отличается от искусства и как они взаимосвязаны?

— Кто-то видит ремесло традиционно: мастер сидит и режет дерево или кость. А для меня ремесленник — любой человек, который творит руками. И мне кажется, каждый мастер считает, что создает искусство.

— Попробуем тогда разделить искусство и ремесло по достаточно объективному критерию, что больше приносит денег, ремесло или искусство? Кто больше заработает  — ремесленник, который хорошую керамику делает на потоке, или мастер, который создает из керамики произведения искусства раз в месяц?

— Ремесленников, наверное, и отличает то, что они зарабатывают своим трудом. Девушку, которая сидит дома и делает вышивки для себя и своей семьи, наверное, нельзя назвать ремесленником.

А искусство — это разовые и уникальные вещи. Но человек может зарабатывать ремеслом, а когда станет мастером — выдавать легендарные, бесценные вещи. Разве повседневный труд и искусство не могут быть сбалансированными?

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Иван Совицкий, художник-конструктор ОДР

— Иван, приветствую! Что ты делал сегодня в «Арт-общаге»?

— Я провел мастер-класс по созданию рыбки, точнее,  скелета рыбки. Мы его вырезали из лосиного рога, для меня самый обычный материал, но все участники мастер-класса работали с ним впервые, да и вообще, впервые резали по кости.

— Я уже побеседовал с другими мастерами, и если их мастер-классы так или иначе связаны с искусством, то ты показываешь молодежи ремесло. Мне интересно твое мнение, почему Дом ремесел сейчас пробует себя в арт-направлениях?

— Мне кажется, это современная тенденция. Сейчас, чтобы донести до обывателей основы старинных и традиционных ремесел, надо их обернуть в привлекательную обложку. Поэтому мы стараемся продвигать основы ремесел через изготовление простых и эффектных изделий.

— Чем похожи и чем отличаются искусства и ремесла?

— У ремесла есть свой канон, свои традиции. Например, в иконописи есть школа, которую сформировал Андрей Рублёв. Он передал свое мастерство другим мастерам, и так до сегодняшнего дня дошли некоторые нюансы и детали работ, которые выполнял сам Рублев. То же и с резьбой по кости. Каждый мастер режет по-своему, но, например, резка шерсти или глаз у всех мастеров выполняется традиционно.

— А что происходит, когда ремесло становится «большим» искусством?

— Когда в изделиях начинает закладываться легко читаемый смысл, искусство не обязательно должно быть «большим». Например лубочный рисунок (Лубо́к — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.  — Прим. ред.). Думаю, у многих со словом «лубок» возникают ассоциации с образом кота с характерным скрученным в рогалик хвостом и миндалевидными глазами. А мой любимый сюжет — как мыши хоронят кота.

— Дай пару советов молодым парням или девушкам, которые хотят стать мастерами-косторезами.

— Не стесняться сделать первый шаг, сейчас много кружков и мастер-классов, например в Школе искусств, или у нас, где можно научиться азам. Резьба — очень объемное и многогранное занятие, которое изучают годами, так как техник резьбы очень много, от простой контурной до инкрустации. Чем раньше человек начнет изучать их и пробовать, тем быстрее сформируется как мастер. И отсюда — второй совет, универсальный: больше пробуйте, это поможет сформировать ваш авторский стиль.


Этажи начинают пустеть, молодежь стягивается в холл — там начинается стендап-выступление.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Данил Кожевин, создатель объединения «Без Хлеба», уже на импровизированной сцене. До этого он читал лекцию по написанию стендап-текстов и основам хорошего выступления, а теперь показывает, как это работает на практике. Сделав пару снимков, вижу в сторонке Кристину. И с ней мне очень хочется побеседовать, сейчас поймете, почему.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Кристина Клочихина, автор «Арт-общаги»

— Кристина, ты одна из идеологов этого мероприятия, скажи, как появилась идея создать «Арт-общагу»?

— Началось все с выставки Веры Пацевой, это наша ямальская художница, фотограф и арт-терапевт, и мы думали как презентовать выставку. Была идея сделать фотосессию с картинами Веры, они у нее разбиты по тематикам, таким, как северное сияние,

Хотели пригласить визажистов, которые сделали бы моделям макияж, подчеркивающий тематику картин. И эта идея осела в голове. А потом директор получил задание провести мероприятие по «Пушкинской карте», появилась идея совместить два события. Мы решили докрутить идею с фотосессией, сели «могучей кучкой» и начали мозговой штурм. Идей было много, некоторые чуть ли не космических масштабов, но мы были ограничены в ресурсах и времени, поэтому большую часть отсеяли или оставили на будущее.

— «Арт-общага» очень похожа на «Библионочь» и «Ночь в музее», планируете проводить её регулярно?

—Надо посмотреть на результаты, мы в ближайшие дни подобьем цифры, сколько людей к нам пришло, какие площадки пользовались спросом, сколько мы заработали и потратили денег, да и не только денег.

Создание и проведение такого ивента требует много сил и времени. Для нас это первый опыт проведения такого мероприятия. Я сегодня смотрела на работу наших площадок, и на первый взгляд со многим мы угадали, очень хорошо зашли мастер-классы: кость, бисер, рисунок и батик все время были задействованы, много положительных отзывов. Мне кажется, что мы могли бы проводить такой открытый вечер раз в полгода или год.

— Хорошо, давай скучную тему отчетов и затрат оставим за кулисами, мне еще интересно о работе с молодежью. На мой взгляд, это не самая типичная аудитория для вас. Как тебе первый опыт такого взаимодействия?

— Я не первый год в культуре, но с молодежью для меня работать сложновато… Когда к нам пришла «Пушкинская карта», у меня волосы дыбом встали, но все равно с молодежью мы работали, у нас, оказывается, есть общие интересы, например, рисование. На мастер-классы по рисованию приходит много молодежи. И сейчас мы понимаем, что ручной труд, даже в нашем цифровом веке, ценится. Многие любят и хотят творить. А а мы, Дом ремесел, под это и «заточены».

— Чем отличается ремесло от искусства, и как эти два понятия взаимосвязаны?

— Мне кажется, не стоит разделять эти термины. Для меня творец, ремесленник, художник тождественны. Разница наверное только в медийности, но каждый из них занимается творчеством.


Тут нас перебил шум и гам, настало время закрывать «Арт-общагу», и Кристина убежала заниматься акционизмом. На закрытие организаторы приготовили розыгрыш подарков от себя и партнеров и решили дать каждому участнику возможность унести по кусочку инсталляции «Пища богов».

На этом рассказ заканчиваю, но вопрос о разнице между ремеслом и искусством для меня до сих пор открыт.


0

0

2

3

1

0



обновлено: 17:23, 21 мая 2023

Темы

Салехард, Искусство, Молодежь