Читающие дети. «Евгений Онегин» или «Гарри Поттер»? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 06:20, 02 мая 2023

Общество

Читающие дети. «Евгений Онегин» или «Гарри Поттер»?

Школьная пора — время уроков и переменок, формул, диктантов, уравнений и… литературного чтения. Последний пункт часто вызывает у родителей множество вопросов. Как приучить ребёнка к чтению? Что читать? Какой формат книги выбрать — бумажный или электронный? Рассуждаем о том, как правильно выстроить отношения ребёнка с книгой.


Раритеты не предлагать!

Формула «читающие дети растут у читающих родителей» чаще всего бывает верна, хотя и не без исключений. Не стоит забывать, что читательские привычки старшего поколения формировались в другое время — ДОинтернетное, ДОгаджетное. Тогда у книг были два основных соперника: двор и занятия в кружках. Ну а выбор того, что читать, зависел от содержания семейной библиотеки.

Сегодня конкуренция чтению велика. Одновременно с этим появляется много изданий, отвечающих потребностям самых разных возрастов: от книг-игрушек, пестушек и потешек, которые можно попробовать на зубок, до произведений для юношества, поднимающих серьезные проблемы истории, взаимоотношения полов, психологических травм.

Достаточно познакомить ребенка с книгой раньше, чем со смартфоном или планшетом. А затем направлять и не отбивать желания читать. Да и сами гаджеты, которые мы зачастую считаем «злом», могут послужить помощниками — например, электронная «читалка» с современными опциями наверняка заинтересует подростка. По душе юному читателю придутся и аудиокниги, которые можно слушать на прогулке, тренировке, в поезде. Вариантов немало.

– Универсального рецепта нет. Книга должна быть частью повседневной жизни семьи. Сначала малыш привыкает к ней как к предмету, рассматривая разнообразные книжки-игрушки. Подрастая, через чтение он открывает для себя целый мир, учится обмениваться своими впечатлениями о книге с другими людьми, — рассуждает заместитель директора Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи имени В.П. Крапивина Ольга Потапова. — Чтобы лучше понять психологию читателя, можно изучить принципы подхода к литературе, изложенные французским писателем Даниэлем Пеннаком в эссе «Как роман». Среди них — права «не читать, перескакивать, не дочитывать, перечитывать, читать что попало, читать сколько хочешь» и другие.

Если же ребёнок все-таки проявляет интерес к чтению, что ему посоветовать? Родители зачастую предлагают книги из своего детства, достают с антресолей раритетные советские издания. Однако время идёт вперёд, и то, что нравилось поколению 1980-х, не всегда подходит современному молодому читателю — даже визуально, не говоря уже о содержании.

Мамы и папы должны прежде всего заботиться о воспитании у детей литературного вкуса, показывая им всё многообразие книжного мира. Если есть сомнения в своих силах и знаниях, можно обратиться к вишлистам (от англ. wish list — список желаний) известных людей. Обзоры рекомендованных к прочтению книг регулярно делают писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, книжный обозреватель Евгения Шафферт, литературный критик Галина Юзефович. Мальчишки и девчонки особенно любят дуэт Жвалевский — Пастернак и прислушиваются к их мнению. Также родители отмечают, что подростки уважают таких авторов, как Джоан Роулинг, Наринэ Абгарян, Стивен Кинг.

«Современные дети всё-таки читают, — говорит библиотекарь из Ярославской области Кристина Кудрявцева. — Дошкольники в основном выбирают недавно изданные книги с большими картинками. То, что предлагают родители, ребёнок обычно не хочет читать. Мальчикам больше нравится про пиратов. Девочкам — современные сказки и рассказы про животных и детей. Младшие школьники чаще читают то, что учителя задают по программе. Это в том числе объёмные произведения: «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен, «Приключения жёлтого чемоданчика» Софьи Прокофьевой, «В cтране невыученных уроков» Лии Гераскиной, «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, «Путешествие «Голубой стрелы» Джанни Родари и многие другие. Есть и такая категория младших школьников, которая записана в библиотеку с детского сада. Они уже всё перечитали и берут издания, предназначенные для ребят постарше. В основном это приключения, зарубежная литература. Старшеклассники, в свою очередь, предпочитают фэнтези, детективы, романтические произведения. Большой популярностью пользуются серии книг «Гарри Поттер», «Как приручить дракона», «Хроники Нарнии».

Детям нужна свобода поиска

Нередко можно услышать такой «рефрен»: «Моя двенадцатилетка читает всё, кроме школьной программы». И — вот он, камень преткновения. Для сегодняшних детей и подростков существуют две литературы. Одна — школьная, как правило скучная. Вторая — та, которую они выбирают сами.

«Про каждое поколение говорят: оно хуже, — говорит президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова. — И про наше говорили — они не читают. Но сейчас подростки читают даже больше, чем раньше».

Чтение — процесс интимный, поэтому навязчивые советы и всевозможные «летние списки» обычно вызывают у ребёнка раздражение. Не так давно в Сети появилась статья с броской цитатой: «Читать Достоевского — всё равно что смотреть, как топят котят». Она рассказывает о реакции подрастающего поколения на перечень книг, рекомендованный Союзом писателей России. Юноши и девушки, воспитанные под влиянием ценностей нашего времени, нахватавшись таких психологических понятий, как «абьюз» и «буллинг», воспринимают классическую литературу по-своему, на очень примитивном уровне и в отрыве от эпохи.

На этом примере видно, что сейчас, как никогда, заметно отставание школьной программы от современности, несмотря на попытки обновления, когда в перечне дополнительной литературы оказываются любимые предыдущим поколением «Хоббит, или Туда и обратно», «Хроники Нарнии». Ещё лучше, если ребята видят в этих списках и «Гарри Поттера». Прорываются к читателю-школьнику и отечественные авторы, например Нина Дашевская, но очень-очень избирательно и не везде.

В учебнике по литературному чтению для начальных классов широкий разброс: от былин и басен, через золотой век русской литературы, — к произведениям детской писательницы и поэтессы Инны Гамазковой. В разделе «современный детлит» дальше Самуила Маршака и Сергея Михалкова поезд, кажется, не идет. И тут же рядом социальные рассказы Александра Куприна, Дмитрия Мамина-Сибиряка… И колоссальная перегруженность историями про животных, описаниями природы. А дальше — средняя школа, и ситуация становится совсем тревожной… «У нас в этом чемодане и «Слово о полку Игореве», и Ломоносов с Державиным, и Жуковский. И нести тяжело, и бросить жалко», — отмечает Марина Смирнова.

Старшее поколение изучало литературу девятнадцатого века, живя в веке двадцатом. Разрыв был меньше, даже чисто временной. Хотя понятийный, социальный — ещё какой! Но вот на дворе век двадцать первый, системы ценностей стремительно поменялись, наши дети, давайте признаем это, очень далеки от нас самих в их годы. Как же быть в этой ситуации?

Для понимания классики и пробуждения интереса к ней нужен посредник. Талантливых преподавателей, любящих свой предмет, готовых работать в государственной школе, исчезающе мало. А в другом случае всё живое и любимое будет подвергнуто анализу, разобрано по косточкам, препарировано под микроскопом. Предложения звучат самые разные. Например, каждое знаковое произведение, того же «Евгения Онегина» или «Войну и мир», изучать не как сейчас, за 8–10 часов, а в несколько раз дольше. Это называется методом глубокого погружения. Есть ещё вариант отправить подростка на литературные курсы, на которых подружить его с героями прошлого смогут профессиональные филологи и даже писатели. Но подобные занятия — удовольствие не из дешевых, и позволить его себе может далеко не каждая семья.

Очевидно одно: необходимо находить новые формы преподавания школьной литературы. Классические произведения важно подавать комплексно, в контексте истории и культуры эпохи. Ведутся оживлённые дискуссии и вокруг введения в программу киноуроков — демонстрации лучших экранизаций произведений писателей Золотого века, фильмов о Великой Отечественной войне. Что касается начальной школы, то здесь необходимо просто привить любовь к чтению, для чего обычно достаточно литературного слушания.


Текст: Ольга Коробкова

Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2021 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 06:20, 02 мая 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан»