обновлено: 10:29, 22 ноября 2022
Общество
Чтобы молодость знала и могла. Интересные выводы экспертов комиссии Госсовета по молполитике с выездного заседания в Салехарде
На Ямале состоялась первая из четырех очных встреч представителей комиссии Госсовета по молодежной политике под председательством губернатора Дмитрия Артюхова.
Время для чтения ~ 10 минут
В течение двух дней, 21 и 22 апреля, представители министерств, органов власти регионов и крупных компаний, а также лидеры молодежных движений обсуждали, как улучшить и развить сферу. На стратегической сессии они разделились на группы, выделили проблемы и искали пути их решения. «Красный Север» собрал главные выдержки из итоговых выступлений по направлениям.
ВОЗМОЖНОСТИ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ АКТИВА
Эксперты трека «Возможности молодежи» отметили, что, к сожалению, сейчас молодежная политика немного обособлена от государственной. Важно построить ее так, чтобы она помогала государству двигаться вперед: чтобы рос уровень ВВП, увеличивались промышленность и капитальное строительство, жилье, развивалась социальная политика и др.
Молодёжная политика выстроена у нас как отвлечение, а не вовлечение. Мы молодёжь постоянно отвлекаем: приглашаем на мероприятия, отмечаем праздники — много делается на государственном уровне. Но, когда мы анализируем: а кого мы охватили, выясняется, что это только 10% от той реальной молодёжи, которая осталась без внимания.
Инна Святенко
председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике
Святенко также отметила, что охват нацелен в основном на молодежный актив. Если человек не продвигает себя сначала в школе, в студенчестве, а потом и на работе — про него забывают.
— Важно не только с активом работать. Да, это самая сложная задача. Надо создавать такую воронку вовлечения, которая будет подтягивать и тех, кого мы считаем людьми достаточно интерферентными, — подчеркнула Святенко.
ИНФРАСТРУКТУРА: СОЗДАВАТЬ ТАМ, ГДЕ УЖЕ ОБЪЕДИНЯЕТСЯ МОЛОДЕЖЬ
В стране нет равного доступа к учреждениям молодежной инфраструктуры, решили эксперты трека «Инфраструктура». Особенно остро вопрос стоит в небольших городах и поселках.
Инфраструктура молодежной политики гораздо шире, чем какие-то стены, молодежные центры. Это и то, о чем мы не всегда задумываемся — наши сайты, группы, порталы. Люди, которые трудятся в сфере, и люди, которые в нее приходят развиваться. Когда на фоне развитых городов, у себя в малом поселке ты видишь, что нет молодежного центра, нет качественной хорошей работы, у тебя формируется образ какой-то неуспешности своей малой родины. Это главный вызов, с которым нужно работать.
Алексей Давлетшин
министр молодежной политики Тульской области
Проблему многие видят в недостатке финансирования, но смотреть надо чуть шире, отмечает докладчик. Команда предложила использовать уже имеющуюся инфраструктуру. Дома культуры, которые сейчас улучшаются благодаря нацпроекту «Культура», спортивные учреждения, подключать бизнес и делать с ним коллаборации.
— Можно пойти административным путем и насадить молодежные центры в каждом поселении. Но есть риск, что эти центры не станут популярны. Чтобы развивать молодежную политику качественно, нужно следовать запросам молодежи и идти туда, где она уже сейчас объединяется, и там с ее участием создавать эти центры, — считает Давлетшин.
ЗАНЯТОСТЬ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ТРУДОУСТРОЙСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Ключевым вызовом в этом направлении назвали необходимость создать условия для самореализации. Сюда отнесли условия для выхода на достойно оплачиваемую работу по любимой профессии, а также для запуска своего дела.
Команда отметила избыточный фокус политики на развлекательных мероприятиях в ущерб реализации хороших практических кейсов в регионах.
Конкурсы охватывают малый, «одинаковый» состав молодежи. Мы все понимаем, что ее 40 миллионов [человек]. Но в большинстве случаев в мероприятиях участвуют одни и те же ребята — заинтересованные, классные, яркие.
Алексей Рвачёв
руководитель «Росмолодежь. Бизнес»
Эксперты предложили развивать профориентацию, улучшать и финансировать форумные компании не только федерального уровня, но и регионального. Собрать полный перечень возможностей для молодых людей — сетку мероприятий, чтобы они знали, где могут поучаствовать, и могли выбирать.
Чтобы упростить вход молодежи в бизнес-среду, участники предложили ввести понятие «Молодой предприниматель». И «подарить» начинающему бизнесмену три года без налогов, проверок, с упрощенной системой банкротства.
НКО: УЙТИ ОТ СТАТУСА «ГРАНТОЕДОВ» И КАЧЕСТВЕННО УПАКОВЫВАТЬ ПРОДУКТ
Работа некоммерческих организаций становится все менее интересна молодежи. Они слышали, что это здорово, но на деле часто сталкиваются с разочарованием.
Сейчас есть острая конкуренция за внимание молодежи, много альтернативных вариантов времяпрепровождения: соцсети, кинотеатры и социальные объединения. Нужно, чтобы молодежь шла в НКО, потому что это здорово и важно, а не по остаточному принципу — оттого, что им нечем больше заняться.
Сергей Крюков
исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола
Отсюда, по словам эксперта, вытекает потребность развивать качество продукта, который создает организация, учиться правильно его упаковывать, а также поработать над имиджем продукта и организации.
— НКО должны создавать конкурентоспособные продукты, идти по бизнес-модели. Если в бизнесе потребитель голосует рублем, то в НКО это высчитывается сложным KPI. Мы хотим, чтобы продукт НКО был тождественен с крутым продуктом не только для лидеров, но и для общественности, — подчеркнул Крюков.
Участники предложили создать комплексную программу по развитию некоммерческого сектора и общественных организаций.
Она должна включать образование для НКО — фокус на маркетинге, проработке продукта, менеджменте, создании команды и коммуникации с целевой аудиторией. Обязателен четкий трекер по вехам, которые должны пройти проекты, главное — доступ к лучшим НКО и людям, которые делают отрасль. У нас уже есть небольшое комьюнити из 20 таких. Обмениваемся опытом. И мы открыты, готовы включить туда больше людей, заражать их правильной идеологией, экспертизой, мыслями.
Сергей Крюков
исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола
МЕДИА: ТАРГЕТИРОВАННАЯ ДОСТАВКА ТОПОВОГО КОНТЕНТА
Команда этого направления отметила, что одна из ключевых проблем молодежной политики — недоинформированность молодежи.
Мы делаем классные вещи, но об этом знает ограниченное количество людей. Поэтому наша задача — стать лидерами молодежной повестки.
Богдан Заставный
председатель комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга
Доводить информацию до аудитории предложили с помощью таргета и лидеров общественного мнения — причем этих лидеров воспитывать и продюсировать. Кроме того, необходимо создать цель, к которой будет стремиться поколение, к чему захочет быть сопричастным. Пример — БАМ.
«РАВНЫЙ РАВНОМУ» И КУЛЬТУРНЫЙ КОД
На треке «Образование» спикер Антон Актуганов, председатель «Российского сообщества колледжей», объяснял важность практикоориентированности. Ученик должен понимать, где ему пригодится дискриминант, для чего он что-то учит.
Также докладчик отметил, что традиционная модель «учитель» и «ученик» не соответствует реалиям — у детей формируется ощущение не хозяина процесса, а пассажира.
Команда предложила ввести модель обучения «равный равному». Чтобы учитель был в роли наставника. Также речь шла о том, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на педагогов, ввести в школе систему подвигов и достижений, которую выбирает сам ученик.
На треке «Патриотизм» подняли тему отсутствия культурного кода у молодежи, отсутствия реальных и вымышленных героев, на которых хотелось бы равняться.
Гости предложили проанализировать, какие ассоциации с Родиной у молодежи уже есть. Разработать лучшие смыслы и постепенно внедрять их, чтобы любовь к родине пронизывала каждого молодого человека вне зависимости от того, к какой субкультуре он принадлежит.
Добавим, что в следующий раз эксперты встретятся летом на «Тавриде». Предполагается, что к концу года лидерам молодежной политики удастся сформировать доклад для Госсовета и улучшить финансирование отрасли.