Чудо-люди: ямальские шаманы – проводники в иные миры | «Красный Север»
0°C

обновлено: 11:56, 14 июня 2023

Общество

Чудо-люди: ямальские шаманы – проводники в иные миры

Одни считают их колдунами, другие — экстрасенсами, третьи вовсе не верят в их существование. Но Север — край особый. Здесь живут коренные народы, которые бережно хранят древние традиции. И люди со сверхспособностями на Ямале действительно встречаются.

Время для чтения ~ 8 минут


Шаман — это особый человек, избранный духами, который служит проводником между двумя мирами. Обряд его общения с высшими силами называют камланием. В эти моменты он входит в транс — изменённое состояние сознания, которое можно сравнить с наркотическим опьянением или околосмертным переживанием, но при этом настоящий шаман способен контролировать свои мысли, сознание, регулировать весь процесс. Он будто бы является участником «спектакля», в который его вовлекли духи-покровители.

При более глубоких «погружениях» он может воздействовать и на окружающих. Камлание — словно космическое путешествие через песню, звук, слово — в неизведанные миры.

Во время подготовки к нему первым делом разжигают костёр в чуме. Заносят с улицы из священной нарты бубен. В некоторых случаях культовых предметов не должна коснуться ни одна женщина и ни одна сакрально нечистая вещь.

Яркий костёр, шаман или его помощник, нагревающий над огнём бубен, — всё это уже вводит присутствующих в транс, подсознательно настраивая на любое чудо. При постукивании бубна явно чувствуется изменение энергетического пространства, ощущается состояние лёгкой вибрации и душевного подъёма. Все сидящие в чуме вовлекаются в суть представления, в «полёт» к предкам шамана. Под гипнотическим воздействием звуков можно даже ощутить фантомы духов. Так, к примеру, если призваны духи воды, вы явственно услышите, как шумит и плещется волна. Небесные духи могут проявить себя шумом огромных крыльев, подземные — холодным воздухом. В такие моменты «космический разум» словно объединяет людей в единое целое.

Дар, заложенный в ДНК

Шаманизм — дар, который передаётся генетически. Если им обладали и отец, и мать, то наследник получает удвоенную силу при рождении или обретает её в течение жизни. Осознание, что он обладает сверхспособностями, может случиться с ним в любой момент. Не принять дар нельзя — отказ повлечёт различные заболевания. Но развивать его можно только под присмотром опытных шаманов и мудрых наставников из Высшего мира, иначе можно буквально сойти с ума и оказаться пациентом психиатрической клиники или же пополнить ряды алкозависимых. К сожалению, судьба людей с необычными способностями, которые оказались не в силах разобраться в себе, подчас складывается очень печально.

В советское время, когда шаманство на Ямале находилось под запретом, был уничтожен целый пласт традиционных знаний, как обрядовых, так и целительских. Посвящения в шаманы не проводились, а люди, привыкшие строго следовать традициям, не смели взять в руки бубен и объявить себя таковыми. Настоящего шамана в наше время встретить непросто, а потому, если кто-то настойчиво «рекламирует» себя как целителя-экстрасенса, то надо трижды подумать, стоит ли прибегать к его услугам.

И всё же в наш техногенный век потомки великих шаманов не утратили полностью дар своих предков. Но произошла некая его трансформация. Он чаще приходит в виде вдохновения и выливается в творчество — наследники целителей становятся композиторами, писателями, мастерами декоративно-прикладного искусства и так далее. Другой мир дарует свои знания лишь избранным, путь шамана в него тяжёл и опасен. Великий дар, доставшийся от предков, можно использовать только во благо своего края и сородичей.

Ранее считалось, что шаман — это человек с нервными заболеваниями и даже шизофренией. Однако современная нейрофизиология доказала, что это не так. Под воздействием определённых обстоятельств и практик в транс могут входить и обычные люди. Но где та тонкая грань между заболеванием и шаманским даром, наука пока объяснить не может.

Бубен — лечебный инструмент

Фото: Jozef Klopacka / shutterstock.com / Fotodom
Фото: Jozef Klopacka / shutterstock.com / Fotodom

Обязательный атрибут шаманского камлания — бубен, он обеспечивает контакт с духами. Нагретый бубен при ударах издаёт вибрирующий звук, который обладает огромным эмоциональным и энергетическим зарядом. Его тембр очищает биополе человека, устраняя «энергетические пробки». Это нормализует кровообращение. Насыщенный кислородом кровоток снижает воспаления, во время релаксации исчезают мышечные спазмы, освобождая защемлённые нервы.

Шаман во время камлания становится проводником небесной целительной силы, направляя на больного потоки позитивной энергии. Так бубен превращается в лечебный инструмент. Ритмом шаман может ускорить биение сердца больного, излечить психические и нервные заболевания. Когда пациент вводится в транс и оказывается под гипнозом, он становится «открыт» исцелению, пробуждаются резервные силы организма. И порой с помощью такого сильного внушения больной исцеляет сам себя.

Бубен был душой шамана. Изготовить его и колотушку — это только полдела. Главное — провести обряд его очищения, оживления и освящения, иначе это будет обычный музыкальный инструмент, не имеющий магических свойств. Придать бубну статус «транспортного средства» для передвижения по мирам под силу только шаману путём сложного обряда.

Когда хозяин умирал, его инструмент вешали на дерево или оставляли на святилище.

Сила шаманского костюма

По словам старожилов, у ненецких шаманов обрядовая одежда была более скромная, чем, например, у селькупов. Известно, что иногда они надевали для сеанса камлания женские ягушки — возможно, для того чтобы запутать злых духов или получить женскую энергетику.

Одеяние справляли шаману, когда он обретал «небесную силу». Но ритуальный костюм был только у пензеретна («камлающий с бубном»). У большинства же ненецких шаманов одеяние состояло из свободной рубахи, сшитой из оленьей замши.

Основные силы придавал шаману его пояс из длинных полосок, сплетённых в косу, с которой свисали фигурки из кости, железа, лапы зверей, когти, клыки. Они олицетворяли духов-помощников. Обувь шили из цельных лап оленя. Она называлась «катаны» или «като пива», «мал пива». На ногах она похожа на медвежьи лапы без костей.

Одеяние шамана имеет мощную энергетику. Так, хранящиеся в музеях округа некоторые шаманские костюмы, по словам работников, обрели собственную «душу». И порой диктуют свою «волю»: наказывают недоброжелателей или через сны становятся целителями. И в том мире душа шамана радуется, что его одежда служит добрым людям, приносит исцеление и покой, а основа духовной культуры ненцев — шаманство — не забыта.


Текст: Надежда Салиндер

Журнал «Ямальский меридиан», № 5, 2023 г.


3

0

0

0

0

0



обновлено: 11:56, 14 июня 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, КМНС