Диалог онлайн, или Как госучреждения ЯНАО работают в соцсетях | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:30, 25 апреля 2024

Общество

Диалог онлайн, или Как госучреждения ЯНАО работают в соцсетях

Чуть больше года назад вступил в действие закон, обязавший все госучреждения вести группы в социальных сетях. Насколько открытыми они стали за это время, как развивались и с какими трудностями пришлось столкнуться, рассказал руководитель Центра управления регионом ЯНАО Александр Лищенко.

Время для чтения ~ 9 минут


– Александр, как в округе восприняли новое обязательство?

– В декабре 2022 года вступили в силу поправки о госпабликах в федеральный закон, и теперь все организации обязаны иметь свои страницы в соцсетях. На Ямале этот процесс начался гораздо раньше, поэтому я бы не обозначал общую дату как какую-то веху для нас: это просто означало легитимизацию вещей, которые были начаты гораздо раньше.

Александр Лищенко. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Александр Лищенко. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

– Почему на Ямале это произошло раньше?

– По инициативе Дмитрия Артюхова. Помню, когда губернатор появился в соцсетях, это было воспринято как сигнал, который быстро подхватили на местах. Главы муниципалитетов и администраций понимали, что в соцсетях люди часто указывают на проблемные вопросы, и отслеживали их для скорейшего решения. Возникла необходимость ориентироваться в соцсетях, вести аккаунты, чтобы напрямую отвечать на вопросы.

– Получается, до этого не все чиновники дружили с соцсетями? Отмечали ли вы какое-то сопротивление или общение с народом в таком формате встретили с энтузиазмом?

– Иногда было сложно и непонятно, но однозначно интересно. В округе начинание приняли на ура, никакой революции мы не сделали, все происходило естественно.

Ямальцы понимали, что это не мода, а удобный инструмент общения с населением на местах: не приглашать в кабинет, а самим идти к людям, быстро реагировать на проблемы. Я помню, в первое время такая оперативность вызывала удивление и восторг. Например, в Ноябрьске коммунальщики моментально убрали у школы яму, на которую указали неравнодушные горожане. Люди писали: «Ничего себе, через десять минут после сигнала ее засыпали!» Сейчас все понимают, как это работает.

– Есть ощущение, что такие страницы часто ведутся по клише: шаг вправо, шаг влево расценивается начальством как отступление от поручения. Можно ли быть ярким и интересным на общем усредненном фоне?

– Речь не идет о клише, никаких жестких критериев нет. Но есть законы рынка: если ты делаешь это и это, то получаешь определенный результат. Те рекомендации, которые мы даем администраторам, очень просты. Они основаны на желании развивать паблик. Если ты хочешь, чтобы его читали и охваты росли, должны быть регулярные публикации. Люди не заходят или просто отписываются, если нет информации.

Соответственно, это первая рекомендация: регулярные публикации. Второе — писать человеческим языком, а не языком официальных документов. Никаких «данное мероприятие» и тому подобное.

Соцсети — инструмент обратной связи. Если он настроен и работает, это и есть успех. Но здесь есть свои правила, и им надо следовать. Наша задача — доносить эти правила до администраторов. Оценит публика.

– Сообщества каких учреждений Ямала вы бы отметили как лучшие?

– Сложно говорить конкретно, потому что все они представляют разные сферы. Это как сравнивать газету «Ведомости» с журналом для любителей рыбалки. У каждого своя аудитория.

Могу точно сказать, что качественно ведется работа в пабликах муниципальных администраций, и зачастую они становятся теми, кто первым доносит нужную полезную информацию, обгоняя средства массовой информации. Отключили, к примеру, свет — и первый комментарий об этом дает паблик администрации, и уже его сообщения разносятся по соцсетям и СМИ. А раньше было сложнее — пресс-релизы, запросы от СМИ…

Если говорить об охвате аудитории, к примеру, по итогам декабря прошлого года, в лидеры по просмотрам вышли официальные группы правительства округа, департамент здравоохранения, Надымский район, Районный спортивно-оздоровительный комплекс в Аксарке. Это 63 тысячи уникальных просмотров. Для сравнения: у правительства Ямало-Ненецкого автономного округа — 138 тысяч.

Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Олеся Меркулова / «Ямал-Медиа»

В Тарко-Сале в том же периоде на первое место вышла Тарко-Салинская районная больница, на второе — администрация, на третье — местная медиагруппа, четвертым стал молодежный центр «Апельсин». Очевидно, люди заходят на их страницы за полезной информацией, например, узнать график работы врачей, расписание мероприятий.

Большие охваты имеют публикации школ, особенно школ-интернатов, где учатся дети оленеводов вдали от стойбищ: родителям интересно, чем они живут.

– Насколько популярны страницы детсадов или школ, ведь у родителей есть свои группы в мессенджерах?

– Никто не мешает продолжать общаться в чатах. Но мы же говорим о площадке организации, которая поможет решить проблему. В родительском чате мы можем сколько угодно обсуждать, что моему ребёнку и его одноклассникам не нравится еда в школе, но мы не решим там ничего, даже если все родители разделяют это мнение. Нам надо прийти в кабинет и высказать свои претензии — или в госпаблик. Это официальное представительство государственной организации, куда можно написать обращение и получить ответ. И на вопрос о питании ответит представитель школы, компетентный в этом вопросе.

– По всей стране популярны сообщества «Подслушано в…». Могут ли официальные сообщества конкурировать с ними?

– У нас нет цели сделать госпаблики самыми популярными. Они — полезные. Если паблик превратился в «подслушку», но там нельзя решить проблему или получить полезную информацию, то своих задач он не выполняет.

– Получается, админам даже не требуется «заигрывать» с читателями, размещая фото с котиками или популярные песни? Или душевная нотка все-таки нужна?

– Я бы не назвал это заигрыванием, это нормальные вещи, когда администратор проводит голосование на разные темы, интересуется мнением читателей, поздравляет с праздниками или предупреждает о плохой погоде. У любого учреждения сформирована аудитория: поликлиника — пациенты, школа — родители и дети. А событий у них — хоть отбавляй. Проблемы с контентом могут возникнуть у организаций, которые по закону должны иметь паблики, но они не оказывают помощь жителям напрямую. Например, бухгалтерии, которые централизованно обслуживают организации. Вот тут есть нюансы. Мы рекомендуем им просто, в соответствии с законом, открыть свою страничку в соцсети.

– Кто те люди, которые за год освоили новое для себя дело и стали SMM-специалистами?

– Очень разные. Где-то ведет учитель, где-то завуч, а где-то ответственный за связи с общественностью или штатная единица на выделенной специально для этого ставке. Существует стереотип, что в этой области преуспевают лишь молодые люди, я его не разделяю. Эсэмэмщиком может стать любой человек, если у него есть понимание задач и любовь к профессии.

ЦУР постоянно проводит обучение. Мы рассказываем про фундаментальные вещи в этой области, учим, как их применять в своей работе, какие тренды есть сегодня в соцсетях, как лучше продвигать посты.

– Что посоветуете SMM-специалисту, чтобы паблик его организации был успешным?

– Следить за трендами, изучать что-то новое, интересное и применять это на практике. Копировать не страшно, а даже полезно. И понимать, что интернет как был, так и будет свободным для творчества пространством, где всегда можно экспериментировать и добиваться успеха.


Текст: Полина Романова

Журнал «Ямальский меридиан», № 3, 2024 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 13:30, 25 апреля 2024

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Соцсети, Законодательство