Дом-музей художника Виктора Васнецова. «Родное, незабвенное…» | «Красный Север»
0°C

Общество

Дом-музей художника Виктора Васнецова. «Родное, незабвенное…»

В уютных московских переулках можно случайно повстречать деревянный теремок, дверь которого открыта для всех любителей творчества. Это дом-музей художника Виктора Васнецова — автора знаменитых полотен «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри» и многих других.

Время для чтения ~ 15 минут


Особняк в неорусском стиле недалеко от станции метро «Проспект Мира» хранит в себе дух прошлых эпох. С порога попадаешь в особый сумеречный мир со старинными люстрами, маленькими уютными комнатами, антикварной мебелью и сказочной мистикой картин. Всё здесь повествует о жизни и творческом пути художника.

На просторах Вятки

В бывшей детской собраны документы и фотографии, рассказывающие о ранних годах и юности Виктора Михайловича. Будущий живописец родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье православного священника Михаила Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых. Вскоре семья переехала в село Рябово, где Васнецов-старший получил приход. Помимо Виктора, Михаил Васильевич и Аполлинария Ивановна воспитывали ещё пятерых сыновей: Николая, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра.

Дом в Рябово изображён на гравюре. Здесь же портреты братьев, написанные художником, этюды, изображающие живописные вятские места, а также сюжеты из крестьянской жизни, опубликованные в издании «Русские пословицы и поговорки». К слову, способности к искусству проявились у Виктора Васнецова в раннем детстве — передались они, скорее всего, от Михаила Васильевича и его матери Ольги Александровны, бабушки художника, которые увлекались рисованием.

Фото: Любовь Котова
Фото: Любовь Котова

В тринадцатилетнем возрасте Виктор Васнецов окончил Вятское духовное уездное училище. Он изучал катехизис, священную историю, церковный устав и пение, русскую грамматику, латинский и греческий языки, географию и арифметику. Образование Виктор Михайлович продолжил в Вятской духовной семинарии. Читая летописные своды, притчи, жития святых, древнерусскую литературу, он проникся любовью ко всему старинному, чудесному, сказочному. В свободное время участвовал в росписи Вятского кафедрального собора, рисовал портреты горожан. В те годы появились и первые его полотна — «Жница» и «Молочница».

На предпоследнем курсе Виктор Васнецов с благословения отца оставил семинарию и уехал поступать в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Занимался в рисовальной школе при Обществе поощрения художников под руководством Ивана Николаевича Крамского. В академии Виктор Михайлович познакомился и сдружился с Архипом Куинджи, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Ильёй Репиным, Марком Антокольским. В первые годы обучения получил две малые серебряные медали и одну большую — за картину «Христос и Пилат перед народом». В этот период своего творчества он увлекался бытовым жанром, написал полотна «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками».

Фото: Любовь Котова
Фото: Любовь Котова

Когда в 1870 году ушёл из жизни Михаил Васильевич, Виктор Васнецов поехал в Рябово и остался там на всё лето. В тот год он написал графитным карандашом портрет отца. На рисунке — светлый образ молодого, духовно богатого человека и скромная подпись: «О. Михаил Васнецов. По воспоминанию».

Домой, в Москву

После окончания Академии художеств Виктор Васнецов год жил во Франции, где почувствовал сильную тоску по родине и понял своё истинное предназначение в искусстве — показать самобытность русской культуры. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова он создал эскиз будущей картины «Богатыри» — первой работы по былинным мотивам. Вернувшись в Россию, художник вскоре женился на Александре Владимировне Рязанцевой и вместе с женой переехал в Москву.

«Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой, и больше ехать уже некуда, Кремль и Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным», — этой цитатой из письма В.В. Стасову открывается часть экспозиции, повествующая о московском периоде творчества Васнецова. Здесь мы узнаем, что он познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, в доме которого часто бывал на музыкальных вечерах, и русским предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Живописец стал членом Абрамцевского художественного кружка (развивался в усадьбе Мамонтова Абрамцево близ Сергиева Посада). В витринах под стеклом размещены уникальные фотографии членов художественного объединения, Виктора Михайловича и Саввы Ивановича на террасе в Абрамцево, церкви Спаса Нерукотворного, построенной по эскизам Василия Поленова и Виктора Васнецова, сцен из домашнего спектакля «Снегурочка», для которого художник писал декорации.


Дом в 3-м Троицком переулке в Москве (сегодня переулок Васнецова) построен художником в 1894 году. Место для него Виктор Михайлович выбрал не случайно: участок находился на землях бывшего частного владения, рядом с Московским подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Неподалёку, на Садово-Спасской улице, жил друг художника, меценат Савва Мамонтов. Для того чтобы построить дом высоты, необходимой для размещения на втором этаже просторной мастерской, Васнецов обращался с письмом к московскому градоначальнику (в то время действовали нормы по высоте деревянных жилых строений в целях пожарной безопасности). Архитектурные эскизы Виктор Васнецов выполнил сам, проект жилища разработал архитектор Михаил Приёмышев. Живописец стремился построить русский дом, что-то среднее между крестьянской избой и древнерусским княжеским теремом. В итоге буквально за год вырос двухэтажный бревенчатый особняк с теремком над парадным входом с восточной стороны, в котором располагалась лестница. Первый этаж занимали жилые комнаты, на втором находилась художественная мастерская. Ну а архитектура и убранство в русском стиле сразу сделали строение одной из достопримечательностей Москвы.


Однажды в окрестностях деревни Ахтырки Васнецов увидел простоволосую девушку, которая поразила его выражением одиночества и печали. Этот образ вдохновил его на написание знаменитой «Алёнушки».

Фото: Любовь Котова
Фото: Любовь Котова

Тут же, в Абрамцево, художник начал работать над задуманными ранее «Богатырями». Открытки с репродукциями обеих картин можно увидеть в выставочной витрине. Ну а завершают интерьер бывшей детской авторское повторение произведения «Иван-царевич на Сером Волке», майолика Михаила Врубеля «Голова египтянки», декоративные изделия русских мастеров и дымковская игрушка.

Путь к свету

Нельзя не сказать о столовой, где любила собираться вся семья Васнецовых. Бревенчатые стены, оригинальная деревянная мебель, изготовленная по эскизам Виктора Михайловича и художницы Елены Поленовой в Вятке и Абрамцево, большая печь с изразцами, похожая на древнерусский терем. В центре — сосновый стол с самоваром, будто поджидающим хозяина дома. А вот и хозяйка: с полотна, окаймлённого массивной рамой, на нас смотрит жена художника Александра Владимировна Васнецова (Рязанцева). Молодая, полная сил женщина с задумчивым и добрым взглядом. Всё дышит уютом, доброжелательностью и спокойствием. В столовой экспонируются портреты и других родственников: тёщи Марии Ивановны Рязанцевой, племянницы Людмилы Аркадьевны Васнецовой (в замужестве Воиновой). Из столовой есть выход на террасу и в сад, а с правой стороны к ней примыкает женская половина дома.

Важное место в экспозиции дома-музея занимают фотографии, открытки и эскизы, посвящённые периоду главной, как считал живописец, его работы — росписи Владимирского собора в Киеве. «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма», — отмечал Васнецов. Этому труду он отдал одиннадцать лет своей жизни, исполнив композиции, связанные с крещением князя Владимира и киевлян, написав образы святых — Александра Невского, Андрея Боголюбского, Михаила Черниговского и Михаила Тверского, просветителя вятичей преподобного Кукши, юродивого Прокопия Устюжского, летописца Нестора, иконописца Алипия, святых Ольги, Евдокии Московской и Евфросинии Полоцкой.

Фото: Любовь Котова
Фото: Любовь Котова

Ну а самой важной была работа над образом Христа Вседержителя для главного купола Владимирского собора. Соглашаясь с определением своих друзей, что роспись храма — это «путь к свету», Васнецов писал в своём дневнике: «Вот как раз я теперь занят писанием образа самого центра этого света — я опять ищу лик Христа — немалая задача, задача целых веков!».

В последующие годы Виктор Васнецов написал иконы, картоны для мозаик, картины для храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге, Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте, храма-памятника Святого Александра Невского в Софии, собора Святого Александра Невского в Варшаве.

На распутье

Былинно-историческое направление творчества художника представлено в зале бывшей классной комнаты. Одна из работ — динамичный и грозный «Богатырский скок». На монументальном полотне — мужественный воин в кольчуге и шлеме. Он пришпоривает своего вороного коня, который рвётся в бой и вот-вот оторвётся от земли. Мы видим, что русский богатырь готов отразить любую атаку, а тьма, сгустившаяся над Русью, вскоре рассеется. Идея, заложенная в картине, не случайна: время её создания — 1914 год, начало Первой мировой войны, когда русский народ вновь должен был встать на защиту границ своей Родины.

Фото: Любовь Котова
Фото: Любовь Котова

В экспозиции классной комнаты также можно увидеть этюды «Кольчуга», «Ладонь руки», «Летающие орлы», «Под Абрамцевым» к картинам «Баян», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри»; загадочные «Брынский лес», «Хвойный лес» и «Лесные дали». В витринах размещены открытки-репродукции, литографии и даже вполне прикладные произведения: эскиз блюда для нижегородской ярмарки, меню коронационного обеда в Александровском зале Большого Кремлевского дворца, марка «Георгий Победоносец» в помощь жертвам Первой мировой войны, календарь «Александр Невский перед Ледовым побоищем».

В уютной тишине гостиной нас окружает мебель, среди которой особенно приметны большой и малый буфеты, изготовленные по рисункам Виктора Михайловича его братом Аркадием. Вот отсчитывают четверть часа старинные часы, выполненные вятским мастером. Со стен, словно жители этого дома, смотрят большие портреты с запечатлёнными на них сыновьями художника Володей и Мишей Васнецовыми, дочерью Татьяной, невесткой Ольгой Васнецовой-Полетаевой. Над роялем — образ Богоматери с Младенцем, который был использован живописцем для росписи алтарной стены Владимирского собора в Киеве.

Гостиную в этом доме ещё называли «парадной», ведь тут собирались гости, среди которых — семьи Третьяковых и Мамонтовых, художники Аполлинарий Васнецов, Илья Репин, Василий Поленов и его сестра Елена, Михаил Нестеров, Василий Суриков, Валентин Серов, писатели Антон Чехов и Максим Горький, певец Фёдор Шаляпин. Они слушали музыку, читали вслух, ставили домашние спектакли, проводили время за творческими спорами. Всё здесь пропитано теплом и радостью, и даже не верится, что с тех пор прошло уже больше века.

Фото: Любовь Котова
Фото: Любовь Котова

«Горнее» место

К мастерской художника на втором этаже ведёт белокаменная лестница. Сюда Виктор Васнецов поднимался, как на святое «горнее» место — ведь искусство он понимал как духовное творчество, которое роднит человека с Богом. Живописец создал здесь мир тишины и уединённости, и при входе нас встречает нарисованный углем скорбящий ангел с приложенным к губам пальцем — ангел молчания. Сюда можно было попасть только по специальному приглашению хозяина, и часто этими счастливчиками являлись близкие друзья и родные.

В своей просторной мастерской с большими окнами, выходящими во двор и в сад, мастер закончил работу над картиной «Богатыри», написал полотна «Царь Иван Васильевич Грозный», «Бой Ивана-царевича с трехглавым Змеем», «Бой Добрыни Никитича со Змеем-Горынычем», создал произведения на евангельские сюжеты для Георгиевского храма в Гусь-Хрустальном. В 1894–1926 годах Виктор Васнецов трудился тут над циклом картин на сказочную тему, который он назвал «Поэмой сказок». Среди них — «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Ковёр-самолет», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Царевна-Несмеяна». В этих работах сошлись все направления его творчества: религиозное искусство, русский фольклор, архитектура, театральная декорация.

Фото: Любовь Котова
Фото: Любовь Котова

И спустя столько лет в мастерской всё по-прежнему. На стенах — произведения живописного цикла, на этюдниках стоят портреты Виктора Михайловича и его друга Михаила Нестерова, рядом в туеске — подлинные кисти художника. Посетителей особенно привлекает картина «Спящая царевна», а сотрудница дома-музея предлагает каждому подсчитать, сколько же на ней погружённых в сон персонажей. Интересно, что автор объединил в этом полотне сказочный мотив с христианским: девочка-семилеточка уснула на «Голубиной книге», и на раскрытой странице мы видим строки из духовного стиха.

Последние минуты своей жизни Виктор Васнецов провёл в мастерской, работая над картинами, представленными здесь. Найдя в искусстве свой особенный путь, он воплотил в живописи собственное понимание добра и красоты, указав нам дорогу к свету.


Текст: Любовь Котова

Журнал «Ямальский меридиан», №2, 2022 г.


4

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан»