обновлено: 07:09, 07 июля 2023
Общество
Дороги, первый каток, музыкальная школа. Чем запомнился Николай Сандалов за годы работы градоначальником Салехарда
За 428-летюю историю в Салехарде сменилось много председателей, мэров, городских глав. Но только некоторые из них удостоились того, чтобы их именами были названы улицы. К таким градоначальникам относится Николай Иванович Сандалов. Он дважды избирался на должность председателя городского исполкома в середине пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия.
Время для чтения ~ 10 минут
Управлять Салехардом Сандалову пришлось в непростые советские времена, да еще при скудном бюджете города. Честный, порядочный, отзывчивый — этого руководителя обожал весь Салехард. И не только потому что он строил дороги, дома и учреждения, но и за то, что он сделал все возможное, чтобы дать импульс развитию и процветанию окружной столицы. В этом году ему исполнилось бы 105 лет.
Николай Сандалов: путь от гидролога до градоначальника
Николай Иванович Сандалов родился в 1918 году в семье служащего в городе Чердынь Пермской губернии. Судьбе было угодно, чтобы после окончания политехнического училища, в 1933 году его совсем юным назначили заведующим на гидрометеостанцию мыса Дровяной Ямало-Ненецкого округа.
После службы в рядах Красной Армии, участия в боях на Халкин-Голе и тяжелой контузии, Николай Иванович демобилизовался инвалидом. Вернулся на Ямал, где работал в партийных и советских органах власти округа и города: секретарем горкома КПСС, председателем городского Совета и исполкома депутатов трудящихся.
Председателем Салехардского горисполкома Сандалов стал в 1955 году и после успешно переизбирался еще один раз с 1961 по 1968 годы. В этой должности он проработал 12 лет.
«Сандаловский проспект» и что сказали о Салехарде на американском радио
Первым делом, придя на пост, он начал проводить круглогодичные работы по благоустройству.
Нынешняя столица Салехарда в те времена мало походила на город. Дорог и тротуаров практически не было. Отопление было печное, вода подвозилась с реки в бочках, установленных на телегах летом, на санях — зимой. Обеспечение электроэнергией было крайне нестабильным, телевидение отсутствовало.
Все началось с субботников и воскресников. Предприятия выделяли людей, строили поочередно: сегодня — одни организации, завтра — другие. Таким образом весь город участвовал в строительстве. Работали вручную: лопатами загружали и разгружали машины, песком отсыпали дороги. Известно, что воскресниками руководил Сандалов.
Первая лежневая дорога, покрытая досками по улице Республики, получила в народе название «Сандаловский проспект». Затем были построены проезжие части на улицах Ленина, Свердлова, Карла Маркса, Гаврюшина, проложены деревянные тротуары. Так с непролазной грязью в центре города летом было покончено.
Вот как вспоминала об этом времени старожил Мария Ермакова: «Помню большой праздник открытия железнодорожного вокзала и самой дороги, когда все горожане шли на окраину (тогда автобусов почти не было). Приблизительно около старого автопарка находился небольшой беленький домик, в нем размещалась железнодорожная касса. Сандалов перерезал красную ленту и открыл митинг. Позже те, кто ловил радиоволны говорили, что Америка сообщила по радио: «В Салехарде мэр города открыл вокзал. Открывается железнодорожный путь на Игарку». В действительности дорога шла на Старый Надым. Жизнь в пятидесятые была бурной.
Автобаза, первый каток и музыкальная школа. Что сделал для Салехарда Николай Сандалов
Сандалов активно принимал участие во всех городских мероприятиях, выезжал на любые ЧП, мог без предупреждения нагрянуть с проверкой в любое городское учреждение. С его именем связаны десятки городских легенд. Например, история о том, как он помог залить каток на городском стадионе.
Градоначальник убедил начальника пожарной части выделить пожарные шланги для подачи воды из реки Полябты и пожарную машину для закачки воды. Подключил еще несколько водовозок. За пять дней каток был залит. 7 ноября 1957 года вошел в историю города, как праздник открытия первого в Салехарде катка, которому радовались как дети, так и взрослые. Затем Сандалов выделил городскому спорткомитету деньги для приобретения 30 пар ботинок с коньками, что позволило открыть прокатную базу.
Много чего удалось сделать новому хозяину города. Благодаря его настойчивости, в Салехарде появилась спортивная школа. Со временем открылась музыкальная школа, которая располагалась в маленькой избушке с печным отоплением. Тогда в ней было единственное отделение — фортепианное. По его инициативе в городе появилась автобаза. Начали курсировать автобусы по двум маршрутам: от речного порта до гидропорта, и от окружного дома культуры народов Севера до хлебозавода.
Именно он перевел школы, детские сады и некоторые жилые дома на водяное отопление. В те годы это был настоящий прорыв в улучшении бытовых условий горожан. И не было ни одного случая, чтобы котельные размораживались даже в самые трескучие морозы. Иногда, чтобы проверить, как работают котельные, особенно коммунальные, Николай Иванович на личном мотоцикле «Урал» сам объезжал весь город.
Скромный руководитель и внимательный к людям
Сандалов был прекрасным руководителем, хорошо знал положение дел в городе и был очень внимателен к людям. Однажды, посетив станцию скорой помощи, и увидев, что водители после ночного дежурства спят на кушетках. Он предложил руководству приобрести кровати, постели, чтобы работники могли комфортно отдохнуть после напряженной работы.
Помогал председатель горисполкома и рыбоконсервному комбинату, где каждое лето трудно было с рабочей силой. Сандалов приезжал, выслушивал просьбу о помощи, писал распоряжение и 300 человек в сутки из трудовых коллективов приходили работать в ночную и вечернюю смены на разгрузку и переработку рыбы. Благодаря ему комбинат систематически получал ощутимую пользу.
Очень ценным качеством в Сандалове была его скромность: он никогда не вел себя как начальник, не кичился своим положением и не подчеркивал его. Об этом говорят все, знавшие лично Николая Сандалова.
Жила семья Сандаловых в тесной квартире, где развернуться негде было. Ни ковров, ни паласов. Все просто, чисто опрятно. Жена Анастасия Георгиевна работала учителем начальных классов. Сыновьям в школе никаких «скидок» не было. На родительских собраниях их критиковали и говорили прямо, если что-то делали плохо или поступали не так.
За свою деятельность Николай Сандалов удостоен высоких правительственных наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом «Знак почета».
Улица Сандалова в Салехарде
Более тридцати лет трудился он на благо округа, и самая высокая оценка его деятельности — подлинное уважение и признание людей, в жизни которых он оставил добрый след.
В 1973 году Сандалова перевели в Тюмень на должность начальника управления Дома Советов Тюменского областного исполнительного комитета.
В 2004 году городская Дума по инициативе старожилов и ветеранов столицы Ямала переименовала улицу Больничный городок в честь Николая Сандалова. Именной она стала неслучайно. Во-первых, обветшавшие и давно отжившие свое деревянные здания бывшего Больничного городка были снесены и название потеряло свой смысл. А во-вторых, неподалеку, в одном из маленьких деревянных домишек, и жил с семьей Николай Иванович Сандалов.
В памяти старожилов и горожан Николай Иванович Сандалов остался строгим, требовательным, но одновременно корректным и тактичным руководителем, сделавшим немало добрых дел для города Салехарда и его жителей.