Духи-помощники и «прорубь» в другие миры: на Ямале изучили парку селькупского шамана | «Красный Север»
0°C

обновлено: 06:57, 04 января 2024

Общество

Духи-помощники и «прорубь» в другие миры: на Ямале изучили парку селькупского шамана

На Ямале изучили парку селькупского шамана

В окружном музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского в Салехарде находится интересный экспонат — парка селькупского шамана Сергея Егоровича Аркадьева. Более 50 лет после его смерти родственники не решались передать этот предмет одежды на хранение в учреждение культуры. В чем уникальность парки, «Красному Северу» рассказал младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Александр Кулиш.

Время для чтения ~ 7 минут


Александр Кулиш родился в селе Толька Красноселькупского района ЯНАО. По национальности он селькуп, знает язык, культуру и традиции своего народа. Среди предков Александра был шаман, поэтому селькупскую парку в главном музее Ямала он изучал с особым интересом.

По его словам, у шаманов-селькупов костюм состоит из нескольких предметов: головного убора в виде железного венца, меховой парки, нагрудника и обуви. Основным атрибутом считается бубен с колотушкой. У самых сильных шаманов был еще ритуальный посох, который необходим для самых сложных камланий, например, при путешествиях в «Страну предков». Александр Кулиш отмечает, что в отличие от шаманов других северных народов, только селькупские использовали не отдельные атрибуты для различных практик, а весь костюм и магические предметы в комплексе. В селькупском шаманизме известно два типа шаманов: ӄамырый ӄум — «камлающий в темном чуме» и сӱмпытый ӄум — «поющий, камлающий при свете костра». Всех шаманов именовали общим термином — тәтыпы.

Вид парки со спины. Фото: предоставлено Александром Кулишом
Вид парки со спины. Фото: предоставлено Александром Кулишом

Парку селькупского шамана МВК имени Шемановского приобрел у его внучки Любови Ивановны Оягир в начале 2000-х годов за счет благотворительных средств одной из компаний ТЭК. Она хранилась в шаманской нарте на родовом угодье этой семьи. Собственно, сама нарта была обычная, грузовая, но ее считали священной из-за хранящихся в ней артефактов. Умер шаман примерно в 50-х годах прошлого века, после этого в течение 50 лет родственники соблюдали традиции, периодически проводили у его нарты обряды кормления духов.

Александр Кулиш


младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики

Головного убора и обуви в нарте не было. Считается, что после смерти шамана его вещи нельзя хранить вместе из соображений безопасности. Если все они попадут в руки простого человека, это может привести к катастрофе. Потомки этого шамана как раз придерживались принципа разделения атрибутики, считает Александр Кулиш. По его данным, часть металлических подвесок с этого костюма хранится в Красноселькупском краеведческом музее.

Известно, что селькупское имя шамана — Ӄөптыӄай ира «Низкий мужчина». В начале ХХ века он жил в Красноселькупском районе, в низовье реки Таз. Крой его парки необычный, сочетает эвенкийские и селькупские традиции. Вероятно, это означает родственные связи шамана с двумя народами.

Парки шаманов северных селькупов отличает приталенный крой, а у этой он немного расклешенный, на спинке есть вставки-клинья. Кроме того, по нижнему краю изделия пришиты пять клиновидных вставок в виде птичьих хвостов, отороченных ровдужной бахромой. Эти детали нехарактерны для одежды селькупских шаманов, тоже прослеживается влияние эвенкийских традиций.

Александр Кулиш


младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики

Бахрома по низу парки шамана. Фото: предоставлено Александром Кулишом
Бахрома по низу парки шамана. Фото: предоставлено Александром Кулишом

На передних планках парки имеются прямоугольные вставки-полосы, на которые прикреплены зооморфные металлические подвески — щӱ «змеи». Их большое количество говорит о том, что у шамана было много духов-помощников, которые сопровождали его в путешествиях по Нижнему миру мертвых.

Парка шамана сшита из шкуры дикого оленя со стриженным мехом вовнутрь. Она распашная, впереди есть ровдужные завязки, а низ передней части изделия чуть короче задней. Интересны и заканчивающиеся рукавицами вшивные рукава. На одной из рукавиц пришита металлическая подвеска в виде зооморфной лапы. Вся парка искусно украшена рисунками охрой и вышивкой подшейным волосом.

По низу парки подвешены несколько колокольчиков, а на спине имеется аркалан — подвеска с рогами, на которую закрепляют фигурки духов-помощников. По их количеству можно определить силу шамана. В верхней части аркалана есть подвеска в виде круга с отверстием — ойбон, который встречался лишь у сильных шаманов. Этот символ в простонародье называют «прорубью», которая служит воротами для проникновения шамана в разные миры во время камлания. В области поясницы есть две планки — лосыль поры «помост для духов», на которые подвешены металлические подвески духов-помощников и орудия: топоры, луки, ножи и т.д.

Александр Кулиш


младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики

Украшение на парке шамана. Фото: предоставлено Александром Кулишом
Украшение на парке шамана. Фото: предоставлено Александром Кулишом

Там же встречаются подвески изображающие духов Нижнего мира: черви, безголовые, безногие, безрукие человечки и другие мифические существа. Эффектным украшением служат суконные жгуты-змеи, символизирующие шаманские дороги и хвост птицы, в которую в процессе камлания шаман перевоплощался для ментальных путешествий.

Эта парка шамана — уникальный экспонат, являющийся культурным наследием селькупского народа. Аналогичного предмета культовой атрибутики именно северных селькупов в музейных коллекциях нет. От подобных экспонатов ведущих музеев страны он отличается тем, что очень богато украшен. Яркий пример этого — изображение древа мироздания на спинке изделия, которое служило связующим звеном между тремя мирами.


6

0

2

2

0

0



обновлено: 06:57, 04 января 2024

Темы

Ямал, Музеи, КМНС, Культура