Два друга – два имама | «Красный Север»
0°C

обновлено: 09:03, 17 ноября 2023

Общество

Два друга – два имама

Внешне эти два аксакала абсолютно разные. Хотя судьбами своими схожи как близнецы-братья: оба прожили трудную, но интересную жизнь, а на склоне лет обратились к вере предков и построили на родине мечети. Сами. Своими руками.

Время для чтения ~ 11 минут


Вообще-то, Ришат Аминов из деревни Кыштырла, что в Тюменском районе, на строгого служителя религиозного культа не похож. Высокий и худой, чуть сгорбленный от больной спины седовласый мужчина с детской улыбкой на лице. По деревне передвигается на велосипеде, хотя во дворе — недорогая иномарка. Кажется, плохого настроения у деревенского имама просто не бывает. В любую минуту готов завернуть шуточку или вспомнить смешную историю. Он и об исламе говорит легко, доходчиво, без привычной в религиозных беседах менторности.

Без мечети деревня захирела

Кыштырла ранее считалась очень зажиточной татарской деревней, ее название переводится как Зимняя — говорят, из-за того, что местные жители даже летом ходили в собольих шубах. Это, конечно, легенда, но мечеть здесь была построена еще в 1793 году! В советские времена к ней сделали пристройку и открыли школу, в которую ходил маленький Ришат. Деревня стала хиреть, детей стало мало, и школу закрыли, а сруб разобрали и перевезли в соседний посёлок. Для чего — никто не знает, но сруб вскоре сгорел: шептались, что нельзя такие здания таскать с места на место...

Аминов тем временем, с детства мечтавший стать лётчиком, окончил Выборгское авиационно-техническое училище и вернулся авиатехником в Плеханово, а спустя несколько лет переучился на бортмеханика МИ-6 — в то время самого большого вертолёта в мире, и облетел на нём весь север от Сургута и Берёзово до Медвежьего и Харасавэя, проведя в небе Арктики более двадцати тысяч часов.

Советская эпоха клонилась к закату, и наш герой, засобиравшись на пенсию, вспомнил веру своих дедов:

– Я и в молодости не забывал, что мы мусульмане, — вспоминает Ришат Аминов. — Родители тайком молились, а дед Кораном людей лечил: читал суры от недугов. Помню, в детстве мы просили его рассказать сказку, так он нам истории из Священной Книги пересказывал: там ведь много притчей. Поэтому, когда я вернулся в родную деревню, где жили ещё мои прадеды, первым делом решил восстановить мечеть.

Мечеть в Кыштырле. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Мечеть в Кыштырле. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Почётно восстанавливать храмы в больших городах: и красиво, и люди смотрят с одобрением. А каково этим заниматься в глухой деревне, куда трактора продираются только в сухую погоду? По бревнышку, по досочке, по тысяче с каждой пенсии, но возрождение начинается и там — в глуши, откуда прорастают корни народные. Мечеть и церковь в деревне — это место единения и сплочения народа. Село стоит, пока в нём есть хоть один праведник.


Для изучения ислама Аминов пошёл в медресе, потом пытался самостоятельно освоить арабский язык и, наконец, поступил в Казанский государственный исламский университет, где проучился заочно шесть лет.

А тут подвернулся случай — не сказать, что уж очень счастливый: в одном из городов пришлось срочно сносить небольшую деревянную мечеть, возведённую самостроем, и её хозяева предложили забрать строение. Аминов собрал деревенское собрание:

– Будем строить мечеть?

– Будем.

Зов предков манит в глубинку

На самом деле деревенские к такому решению готовы были давно, но не хватало организатора, «толкача» идеи. Кому ещё, как не бывшему бортмеханику, отвечавшему за работу сложнейшей техники, браться за строительство? Сруб перевезли своими силами, собирали и отделывали внутри тоже сами, проводили общедеревенские субботники…

Открытие мечети стало всенародным праздником. Приехали даже бывшие жители и дети тех, кто давно перебрался в город. Теперь здесь каждую пятницу читается намаз, и все праздники тоже начинаются отсюда. Что интересно — деревня стала оживать, гости приезжают, горожане «залетают» в родные пенаты.

Ришат Аминов. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Ришат Аминов. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Планов ещё много — который год зарастает крапивой траншея под фундамент для пристроя (долго оформляются документы на строение), а на втором этаже задуман деревенский музей — у старожилов уже и вещи старинные приготовлены. Но имам-авиатор не унывает и не скучает: некогда, молодёжь надо воспитывать. Здесь у него подход тоже технический, стажем наработанный:

– Коран — это свод законов, по которым должен жить человек, — поясняет он. — Ведь перед тем, как сесть в машину или поднять вертолёт в небо, необходимо внимательно изучить руководство по эксплуатации, иначе техника сломается. Так и молодёжи объясняю: ребята, в Коране вот так сказано, исполняйте инструкцию. Жизнь свою человек должен прожить правильно, иначе пользы от неё не будет, как от сломанной машины.

Строили всем миром…

Амир Алиев тоже деревенский. Он родился в Тахтагуле — это настолько глухая деревушка в Тобольском районе, что даже сегодня туда хорошей дороги нет. Так и называется в народе — заболотье. Живут тут около ста человек, в основном почтенного возраста. Вся молодёжь разлетелась на заработки, многие уехали на Ямал.

Вырваться в мир из такой глуши — мечта любого деревенского парнишки. Но стать лётчиком Амиру не довелось, потому поступил в Иркутское авиационно-техническое училище, откуда по распределению попал в Салехардский авиаотряд — на 40 лет, из которых 27 отлетал бортмехаником на самолётах! Москва и Берёзово, Ленинград и Медвежье, Симферополь и Толька, Киев и Тарко-Сале. Из столиц — в вахтовые посёлки. Зато не скучно!

Мечеть в деревне в старые времена была, как и положено. Но в 30-е годы прошлого века на пике борьбы с «опиумом для народа» здание снесли, а деревенского имама расстреляли.

Сам Амир Алиев, хоть и состоял в компартии, в мечети по праздникам и на поминовения заглядывал. Идея возродить службу в родной деревеньке у него с супругой Насимой созрела ещё во время работы на Севере, и когда в 2009 году они вернулись на малую родину, местный имам как будто поджидал:

– Я, — говорит, — уже старый, не получается у меня с молодёжью общий язык находить. А ты помоложе и грамотный. Берись-ка за это дело…

Так и попал Амир Алиев с авиационной работы на духовную:

– Когда в деревне узнали, что мы хотим мечеть строить, все пришли, даже молодёжь, — с гордостью вспоминает Амир. — Решили строить своими силами, поскольку народ в деревне небогатый, но умелый, трудолюбивый, и техника у многих есть.

Мечеть в деревне Тахтагул строили всем миром: каждый сельчанин выделил по три бревна на сруб, неравнодушные люди переводили средства и помогали стройматериалами. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»
Мечеть в деревне Тахтагул строили всем миром: каждый сельчанин выделил по три бревна на сруб, неравнодушные люди переводили средства и помогали стройматериалами. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Порешили: с каждого человека по три бревна на сруб. Стройматериал со всех краёв тащили — у кого где подешевле найдётся. Сам имам со своей супругой «Газель» щебёнки ведром загрузили, спины сорвали, но привезли. Бабушки деревенские с каждой пенсии по тысяче рублей жертвовали, чуть не последнее отдавали. Друзья, что на Севере остались, переводы слали. И кто бы мог подумать: местные коммунисты выделили на духовное возрождение сто тысяч!

– Всё время хорошие люди встречались, — говорит супруга имама Насима Маликовна. — Каждый хоть понемногу, но помогал.

Всё, чего для счастья не хватало

Осенью поставили сруб, а через три года сдали новостройку под ключ. Мечеть получилась небольшая (а зачем в деревушке собор?), но аккуратненькая. Теперь каждую пятницу — намаз. Праздники здесь же проводятся. Из соседних деревень верующие приезжают, когда получается — жаль, что дороги нет. Как закончили с мечетью, навели порядок на старом кладбище, а то забор совсем развалился: бараны с коровами среди холмиков бродили.

– После того как в деревне появилась мечеть, у всех дела пошли в гору: мы свой дом отремонтировали, соседи тоже обустроились. Да и молодёжь стала потихоньку с учёбы на малую родину возвращаться. Жизнь забила ключом, — говорит Амир Алиев.

На Руси так повелось издревле — церкви и мечети возводились всем миром. Духовный подвиг этих старых авиаторов, столь схожих судьбами, остался незамеченным. Да и к чему им слава — сами они собственные деяния не афишируют, считая долг перед обществом и памятью предков исполненным. Пролетав несколько десятилетий рядышком в ямальском небе, на земле они так и не встретились бы, не будь общего знакомого — Мурата Бикиняева. С Ришатом он сидел за одной школьной партой, а с Амиром несколько лет летал в одном экипаже. Теперь два имама дружат — им есть что вспомнить и о чём помечтать... А знакомые о них говорят: два друга — два имама.


Текст: Иван Бычков

Журнал «Северяне», № 4, 2023 г.


3

0

0

0

0

0



обновлено: 09:03, 17 ноября 2023

Темы

Архив журнала «Северяне», Традиции, Религия